Актриса Оливия Де Хевилленд, прославившаяся благодаря роли Мелани Уилкс в экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», отпраздновала уже свой сотый день рождения.
Это последняя из здравствующих участников знаменитой киноленты. И несмотря на то, что с прессой Оливия все меньше общается, не скрывая своего недовольства по поводу назойливого присутствия, выглядит «принцесса своего времени» прекрасно.Семья Оливии, английская пара, переехавшая в Японию, осела в Токио. Там на свет и появились две нежные розы — Оливия и ее сестра Джоан. Они были погодками, позже конкурентками, а вся их жизнь была игрой в триумф на глазах у всего мира. Брюнетка и блондинка, удачница и труженица, нежная и аристократичная английская «роза» и американская «селф-мейд-вумен»… Принцесса и Простушка.
Первой родилась Принцесса – невероятно хорошенькая малышка, гордость и надежда матери, названная шекспировским именем Оливия. Через год, когда чувства между родителями пошли на убыль, родилась вторая дочь – Простушка, названная Джоан, болезненный ребенок, доставлявший больше хлопот, чем радостей.
Мать увезла девочек в Калифорнию, и вместо карьеры занялась их воспитанием. Однако временами казалось, что в материнском сердце есть только одно место – для Принцессы. Оливия росла красавицей, и мать не жалела для нее ничего – хороший колледж, красивые платья, блестящее образование и воспитание. На младшую средств уже не хватало – она донашивала одежду сестры, и могла рассчитывать лишь на католический пансион средней руки. Принцесса относилась к Простушке снисходительно. В 9 лет она составила шутливое завещание, где оставила «бедняжке Джоан» свою красоту, потому что «это все же лучше, чем ничего». Это было жестоко – Джоан была хорошенькой, и пресноватой лишь на фоне яркой красоты сестры.
Младшая пыталась огрызаться, но бесполезно – мать всегда принимала сторону Принцессы. Более того, когда в очередном приступе «войны миров», старшая сестра ножницами разрезала свои старые платья – чтобы они не достались Джоан, ей не попало – а Джоан ночами сшивала их, потому что других ей никто покупать не собирался.
Устав от несправедливостей судьбы, Джоан сбежала к отцу в Японию. Прожив с ним 2 года, она вернулась в Америку – и увидела с афиши прекрасное лицо сестры – в объятьях у самого Эррола Флинна.
Принцессе первый шаг в кино дался легко – как давалось легко все в жизни – эпизодическая роль, встреча с агентом, контракт – и почти сразу же – роль романтической героини Арабеллы Бишоп, невесты капитана Блада. Красота и удивительная женственность Оливии, выгодно оттенявшая удаль «настоящего мужчины» Флинна, пришлись Америке по душе. Флинн и де Хевиленд стали самой романтической кинопарой Голливуда – Робин Гудом и Мэриан, Джефри и Элизой из «Атаки легкой кавалерии», Робертом Эссексом и леди Грей из «Частной жизни Елизаветты и Эссекса»… Среди холодных красавиц a-la Гарбо и Дитрих, энергичных американок в духе Кэйт Хепберн и Розалин Рассел, Оливия нашла свою нишу – умопомрачительно женственной аристократки, полной нежной прелести, рядом с которой даже мужлану захочется быть джентльменом.
Именно это и заставило Дэвида Селзника принять безумное, на первый взгляд, решение – предложить Оливии роль Мелани Гамильтон в «Унесенных ветром». Она «затушевала» роскошные природные данные, как могла – лишь ее огромные, лучистые, полные любви глаза «затушевать» было невозможно. Роль Мелани стала новым «Звездным» часом в карьере Оливии, ее визитной карточкой и гордостью ее матери.
Видя успехи сестры, Джоан тоже подалась в кино, прошла несколько кастингов, получила работу… Радостная, она сообщила об этом матери – и услышала в ответ: «Ты не будешь мешать Оливии. Одной де Хевиленд на экране достаточно! Я не хочу ничего слышать об актрисе Джоан де Хевиленд». Джоан была железной женщиной – но тогда она разрыдалась. А успокоившись, решила не портить маме нервы и выступать под фамилией отчима – Фонтейн (мать и сама выступала под этой фамилией). Уже как Джоан Фонтейн, через четыре года мытарств и небольших ролей в дешевых фильмах, она получила главную роль в фильме Хичкока «Ребекка».
Это был ее шанс! Дело было даже не в том, что это был «звездный» фильм – с великим режиссером, великим продюсером – Сэлзником и великим партнером – Оливье. Это была ее история, история Простушки — всего лишь Второй после погибшей Королевы. Не в жизни, так хоть в фильме Джоан смогла изменить реальность – почувствовать, что она любима больше, чем призрак, оказавшийся весьма мрачным. Она играла с исключительной самоотдачей. Воодушевленный Хичкок тут предложил ей еще одну роль – в своем новом фильме «Подозрение», за которую Джоан получила «Оскара».
Вручение наград в 1942 году потом долго было на устах у репортеров и сплетников. Две сестры – де Хевиленд и Фонтейн – обе номинировались на «Оскар», и – бац! – присудили его не Принцессе, а боевитой Простушке. Оливия, как положено сестре и леди, хотела поздравить Джоан – но та, оттолкнув ее, полетела на сцену за «Оскаром». Через пару лет история повторилась – теперь награду выиграла Принцесса, и Джоан была готова протянуть ей руку для поздравления. Оливия ее просто не заметила.
После войны, карьера обеих сестер пошла на спад. Правда, Оливия успела получить второй «Оскар». Она блестяще сыграла то, чем никогда не была в жизни – дурнушку с добрым сердцем, безнадежно влюбленную в того, кто любит лишь ее деньги. «Наследница» стала настоящим триумфом Принцессы. Другой ее победой стал новый брак. Оливия вышла замуж за издателя «Пари матч» и окунулась в светскую жизнь во Франции.
Хрупкий мир стал доброй ссорой в 1975 году. На руках у Принцессы умерла Лилиан Фонтейн, так и не сказавшая младшей дочери, что она гордится ею. Джоан не попала на похороны, и никто до сих пор не знает почему: Принцесса сочла, что той было недосуг, Простушка – что ее лишили священного права проститься с матерью. С тех пор сестры не общались.
90-е стали для Оливии временем потерь. Сначала внезапно умер ее сын, за ним – не перенеся удара – последовал ее бывший муж, с которым Оливия дружила. Второго мужа, тоже бывшего и тоже друга, уложила в постель тяжкая болезнь – и Принцесса выхаживала его несколько лет. На ее руках он и умер. Дочь Жизель стала поддержкой Оливии.
Джоан еще долго играла «в войнушки» со старшей сестрой. «Я первой вышла замуж, первой получила «Оскара», и если я умру первой, то Оливия будет в ярости – я побью ее и здесь». Но этот бой уже свершился: в 2013 году, в возрасте 96 лет Джоан не стало.
1 июля пролшого года Оливия де Хэвилленд отметила свой 100-летний юбилей.
Фильмы, в которых она блистала – фильмах «Приключения Робин Гуда» (1938), «Унесённые ветром» (1939), «Каждому свое» (1946) и «Наследница» (1949) – стали настоящей классикой кинематографа, а последний раз Оливия появилась на экране в 1988 году в фильме «Женщина, которую он любил». В арсенале премий Оливии де Хэвилленд два «Оскара».
Сегодня парижанка Оливия де Хэвилленд охотно рассказывает о былом, вспоминая, как Эррол Флинн делился с ней своими любовными переживаниями и искал у неё поддержки, как Эрнест Хемингуэй приглашал её на конные прогулки, а Вивьен Ли просила передать письма своему ненаглядному Лоренсу Оливье. Помнит Оливия и как пыталась разнять Бетт Дэвис, которая дралась со своей «заклятой подругой» Джоан Кроуфорд. По её словам, они были актрисами грандиозного таланта. Де Хэвилленд помнит «фабрику грёз» совершенно иной. По её мнению Голливуд утратил и грёзы, и художественную ценность, превратившись в конвейер.
Через всю свою долгую и непростую жизнь Оливия де Хэвилленд смогла пронести удивительное чувство собственного достоинства. Настоящая леди, с выдающейся внешностью и талантом, одна из немногих, кто стоял у истоков того кинематографа, которого уже не вернуть.