Тит Нат Хан, дзэн-буддийский мастер, дал несколько интересных советов о том, что значит действительно «отпустить». Как объясняет Хан, по-настоящему отпустить человека зачастую означает любить его еще больше, чем вы любили его раньше.
Для того, чтобы мы научились отпускать, нам нужно научиться по-настоящему любить. Непривязанность на самом деле является результатом нашей любви к другому человеку, и такой любви, которая выходит за рамки наших личных ожиданий выгоды или какого-то конкретного желаемого результата.
Хан описывает четыре формы полной отрешенности. Из чего становится понятно, что она состоит не в том, чтобы забраться в пещеру, скрываясь от всех, кто разбил вам сердце, или стараясь преодолеть свою похоть и желания романтического характера. Это не отрешенность. На самом деле отрешенность означает погружение во что-то.
Майтри (не та любовь, которую вы знаете)
Ханх говорит о важности Майтри, а не той любви, как ее обычно понимают в западных сообществах. Он утверждает:
«Первым аспектом настоящей любви является майтри (метта в Пали) — намерение и способность делиться радостью и счастьем. Чтобы развить эту способность в себе, нам необходимо научиться глубокому пониманию того, какие шаги нам нужно предпринимать, а от каких поступков нам, наоборот, необходимо отказаться, чтобы сделать других людей счастливыми. Если вы пытаетесь дать любимому человеку то, в чем он не испытывает необходимость, это не майтри. Важно увидеть реальную картину, в обратном случае то, что вы даете, принесет лишь несчастье».
Другими словами, ваше состояние отрешенности позволит вам понять, что некоторые вещи, которые вы привыкли делать во благо, другому человеку на самом деле совсем не нужны. Вместо того, чтобы дальше вести себя с эгоистическим намерением «угодить», вы должны просто войти в состояние отрешенности и спокойно понаблюдать за тем, что на самом деле заставляет вашего любимого человека чувствовать себя комфортно, безопасно и счастливо.
Хан объясняет:
«Мы должны более тщательно следить за тем, какие слова мы произносим и какой вкладываем в них смысл. «Любовь» — это прекрасное слово, и мы должны восстановить его значение. Слово «майтри» имеет корни в слове «митра», что означает «друг». В буддизме главным проявлением любви является дружба».
Каруна (Сострадание)
Следующей формой истинной отрешенности является сострадание. Когда мы отпускаем человека, мы не перестаем сострадательно заботиться о нем. Но мы и не ожидаем, что их печаль или боль сразу исчезнут. Все дело в том, что наша глубокая забота является проявление сострадания.
Будда улыбается, потому что он понимает, что является причиной боли и страдания, и потому что он знает, как это преобразовать. Когда вы постигаете отрешенность, ваша вовлеченность в жизнь становится более глубокой. То есть отрешенность совсем не означает, что вы должны перестать принимать участие в жизни людей, тем более тех, кто испытывает боль.
Благодарность и радость
По-настоящему отпустить – это значит практиковать благодарность. Мудита, или радость, возникает тогда, когда мы воздаем благодарность за все, что имеем, и это нам позволяет больше не цепляться за какой-либо определенный результат.
Определение радости по Будде больше похоже на «бескорыстную радость». Это означает, что мы способны испытывать счастье не только тогда, когда происходит что-то хорошее с нами, но когда другие находят счастье.
Наверное, всем нам приходилось расставаться с людьми, пути с которыми по какой-либо причине расходились. В таком случае многие из нас испытывали чувство боли, когда наше место через некоторое время занимали другие люди. И это означает, что вам так и не удалось отпустить своего близкого человека. Истинная отрешенность — это способность испытывать радость и счастье, даже когда другие находят свое счастье.
Упекша (беспристрастность)
Мастер Ханх описывает последнее, четвертое качество истинной любви, которая проливает свет на истинный процесс отпускания.
Он утверждает:
«Четвертый элемент истинной любви — это упекша, что означает невозмутимость, непричастность, недискриминацию, беспристрастность и отпущение. Упа означает «больше», а икша — «смотреть». Вы поднимаетесь на гору, чтобы иметь возможность взглянуть на всю ситуацию целиком, не отдавая предпочтения ни одной из сторон.
Если ваша любовь содержит в себе привязанность, дискриминацию, предубеждение или цепляние, то ее нельзя назвать истинной.
Люди, которые не понимают буддизм, иногда думают, что упекша означает безразличие, но по-настоящему спокойного человека нельзя назвать ни холодным, ни равнодушным. Если у вас больше одного ребенка, то они все ваши дети. Упекша совсем не означает нелюбовь. Просто вы любите таким образом, что ни один ваш ребенок не чувствует себя обделенным».
Тит Нат Ха объясняет, что без этого качества наша любовь становится эгоистичной. Мы пытаемся поместить наших возлюбленных в свой карман и носить с собой. Но в том-то и дело, что они больше похожи на ветерок, течение или бабочку, которым нужно постоянно двигаться и течь, иначе они просто погибнут. Желание сделать возлюбленного своей собственностью – это не любовь, это разрушение.
Истинной можно назвать только ту любовь, которая несет в себе элементы сострадания, радости и бесстрастности. И это значит, что вы действительно научились отпускать.
Искусство отпускать – это совсем не искусство
Настоящая тайна заключается в том, что процесс отпускания – это самое бесхитростное искусство, которое вы только знаете. Непривязанные отношения крепки, сильны и наполнены воздушной любовью, добротой и состраданием. Это совершенно бескорыстное чувство, потому что больше нет необходимости утверждать свое «эго» в каждой ситуации. Если вы хотите по-настоящему отпустить человека, вам нужно любить не меньше, а больше.
Источник