Ольга Вербицкая
«Быть услышанным означает быть исцеленным». Майкл Боксхол
На семинаре «Работа с тенью «я предлагаю описать «профиль хорошего ученика», где часто звучат такие характеристики: спокойный (но активный, когда это требуются), уважающий учителей, послушный, добрый,…список можно продолжать. «Удобный» – одним слов.
Грусть в том, что потребность в спонтанности, самовыражении, физической активности, отстаивании своих границ (зачастую, это злость, которая не приветствуется), возможности иметь свою точку зрения и т.д. «задвигаются» куда подальше, но не исчезают, уходя в «тень», которая даёт о себе знать с помощью заболеваний, зависимостей, конфликтах, «случайной»телесной травматизации, не менее «случайной» потере денег, плохом настроении и отсутствии сил.
И, конечно, таким фильтром могут являться родители, с которыми было «холодно», если «входной билет не оплачен»: определенные требования не выполняются (слушаться старших, учиться хорошо, не доставлять бытовых проблем, не играть шумно, не плакать громко, а лучше вообще не плакать и т.д).
В общем и целом, это… нормально: все детки сталкиваются с таким моментом . В определенном смысле, такая травма помогает выжить и дает возможность социализации – «членства в сообществе под названием «Социум» (а без него – никак, если мы не находимся на необитаемом острове).
Вспоминается фраза в одном из пабликов: «Залог психического здоровья ребенка – своевременная психотерапия… За пару лет до его зачатия» . Другими словами, вырастить маленького человека без единой травмы очень сложно (равно, что не возможно).
Проблемы начинают возникать, когда данную модель поведения маленький человек усваивает и носит этот костюм уже постоянно, не снимая. Человек растет, окружение меняется (уже старшая школа, институт, работа, отношения, семья), а костюмчик не меняется в размерах и начинает жать. В прочем, это зачастую не осознается носителем такого костюма, но остро ощущается при потере отношений или любимой работы, появлению болезней и других кризисах.
Есть хорошая новость: у всех нас был опыт ощущения себя настоящего (до момента травмы), и именно этот опыт может помочь в работе.
Итак, если у вас есть симптом:
Шаг 1. Поймите, как он представляется и физически ощущается (любые характеристики, метафоры и т.д.)
Шаг 2. А теперь освободите пространство вокруг себя и начните шагать назад, где каждый шаг символизирует отрезок времени (1 шаг – 1 год, к примеру). Цель – попасть в тот возраст, когда симптома ещё не было. Возможно, вы сделаете множество шагов, исследуя своё прошлое, результат того стоит.
Шаг 3. Вы попали туда, в возраст, когда симптома ещё нет. Дайте себе время, чтобы «побыть» там. Что происходит в том моменте? Что вы видите вокруг себя? Есть ли кто-то рядом с вами? Что вы делаете, что чувствуете, будучи маленьким собой? Как это переживается на уровне тела и чувств? Запомните это состояние на физическом и чувственном уровне.
Шаг 4. Сохраняя это состояние, сделайте шаг назад, в возраст когда симптом уже был, изменяя состояние этого периода нынешним ощущением себя. Если вы чувствуете, что для этого нужны какие-то дополнительные ресурсы, не стесняйтесь их просить/брать в воображении или реальной жизни.
Шаг 5. Итак, шаг за шагом не теряя того состояния,вы приходите в свой нынешний возраст.
Прислушайтесь к себе: что чувствуется физически и эмоционально? Как вы воспринимаете то, что окружает вас? Что произошло с симптомом: если он есть, снизилась ли степень его проявленности сейчас? За счёт чего?
Если симптоматики уже нет, отметьте это.
Шаг 6. При желании можно взять краски, кисти или карандаши и нарисовать это состояние, к которому можно обращаться за «ресурсом» в непростых ситуациях или обычной жизни.
P.S. А ещё бывает не лишним спрашивать себя, через какие линзы воспринимается на ситуация: через линзы «травмы» или без линз-искажений…
P.P.S. Идея названия статьи и алгоритма работы с травмой взята из цикла программы повышения квалификации «Большая и малая психиатрия» под руководством Лары Писаренко.
Удачи!