Способ № 1. Отвлечение внимания
Во все времена основным способом управления людьми являлось отвлечение их внимания от серьезных проблем, связанных с политической и экономической обстановкой, на малозначимые события, которыми искусственно насыщается информационное пространство.
Отвлечение внимания отлично подходит для того, чтобы не дать людям самосовершенствоваться, получать важные знания в области философии, экономики, психологии, кибернетики и других передовых наук. Знания заменяются мистическими историями, новостями шоу-бизнеса и спорта, эротическими материалами и «мыльными операми».
Способ № 2. Создание проблемы и предложение способа ее решения
Эту широко применяемую политиками методику иногда называют «проблема-реакция-решение». Для этого создается некая проблема, вызывающая реакцию населения, для качественного решения которой требуется непременное участие властей.
Часто для этого используют различные формы насилия — от искусственного ухудшения криминогенной обстановки в городах, до организации террористических актов. В этом случае сами граждане требуют «закрутить гайки» — принять особо жесткие меры для обеспечения безопасности, а также стать на путь политики, ущемляющей основные гражданские свободы.
Экономический, техногенный или террористический кризис может заставить людей пожертвовать своими правами, приняв самые непопулярные методы властей как «неизбежное зло». Всегда нужно помнить, что кризисы сами не рождаются, а, как правило, создаются искусственно, чтобы заставить нас поступиться своими правами.
Способ № 3. Примирение
Чтобы массы одобрили какую-либо непопулярную меру, нужно вводить ее постепенно. Иногда это занимает дни, иногда недели, а бывает так, что и годы — все зависит от того, насколько серьезным будет вмешательство в вашу жизнь. Именно так навязывались новые социально-экономические условия в 80-90-х годах XX столетия.
Массовая безработица, обнищание населения, бесконтрольная приватизация, сведение к минимуму функций государства и общая нестабильность — если бы все эти факторы обрушились на головы народа одновременно, то это неизбежно стало бы причиной революции.
Способ № 4. Отсрочка
Подать непопулярное решение можно еще одним хитроумным способом — представить его болезненным и крайне необходимым, но при этом сообщить о его воплощении в жизнь в далеком будущем. Разумеется, одобрение широких масс нужно получить здесь и сейчас — народ охотнее согласится на какие-то жертвы ради общего блага в туманном будущем.
Многих греет мысль, что это будет не скоро, другие тайно надеются, что за время что-то изменится к лучшему и ничем жертвовать не понадобится. И, разумеется, и те и другие постепенно свыкаются с мыслью о грядущих изменениях в худшую сторону.
Способ № 5. Как с детьми
Если вы заметили, то в пропагандистских выступлениях ораторы часто обращаются к аудитории, как к детям или взрослым, но с отклонениями в умственном развитии. Покровительственные интонации, примитивные доводы, простые сравнения и ограниченный набор наиболее ходовых слов — такой набор инфантильных оборотов помогает ввести слушателей в заблуждение.
Психологи заметили, что обращаясь к человеку как к ребенку 8-10 лет, вероятность получить взрослый ответ, сформированный на базе критической оценки, совсем невелика. Это связано с внушаемостью людей и активно используется манипуляторами, которые вводят в заблуждение или навязывают свое мнение другим.
Способ № 6. Меньше рассуждений — больше эмоций
Классическим приемом нейролингвистического программирования является блокировка способности человека к рациональному анализу происходящего, а лучше — к критическому осмыслению явления, при помощи эмоций. Использование эмоционального фактора открывает широкие возможности для доступа к подсознанию, куда легко можно закладывать страхи, мысли, желания и даже полностью готовые модели поведения.
Эмоции никогда не способствуют логике, поэтому, если СМИ окружают вас кошмарами, связанными с терроризмом, несправедливостью власти, унижениями — то вами пытаются манипулировать, отвлекая от истинных причин всех окружающих бед.
Способ № 7. Культивация невежества
Основным инструментом в этом случае является культивация невежества, с целью увеличить пропасть между высшими и низшими классами общества. Чаще всего это делается при помощи образования — постепенное снижение его качества помогает получить людей с примитивным мышлением и низкими запросами. Цель — помешать людям понять способы и приемы, используемые для воздействия на их сознание.
Способ № 8. Культ посредственности
Внушение населению мысли о том, что модно быть пошлым, тупым и плохо воспитанным. Способ связан непосредственно с предыдущим, направленным на формирование «темного» общества с минимумом знаний. Посредственное подается как эталон качества, причем работает эта схема во всех аспектах жизни общества — в культуре, науке, религии, политике.
«Желтая пресса», низкопробная эстрада, тупые кинофильмы, сортирный юмор — все то, что изливает на нас телевидение, радио и интернет, призвано ограничить, не допустить расширения сознания и не дать вникнуть в реальное устройство современного мира.
Способ № 9. Усиление чувства вины
В этом случае человека убеждают в том, что именно он сам виноват во всех бедах, которые якобы являются прямым следствием его невысоких умственных способностей, отсутствия талантов или патологической лени. Как итог, человек вместо того, чтобы возмущаться вероломством власть имущих, начинает заниматься самоуничижением и самокопанием, отыскивая причины всех бед в себе.
Политики, ученые, религиозные деятели научились достаточно эффективно воздействовать на людей, вызывая самобичевание, управляя их интересами и направляя действия в нужное им русло. В этом случае ни о каком восстании против системы не может быть и речи.
Способ № 10. Знать о людях, больше чем знают о себе они
Последние 50 лет наука сделала колоссальный скачок вперед, но он произошел не ради пользы всего человечества. Этот прорыв лишь углубил разрыв в знаниях господствующих классов и народа. Прикладная психология, нейробиология и другие науки о человеке обеспечили власть имущих солидными знаниями о психике и физиологии человека. Система обладает большим объемом знаний о человеке, а это значит — обладает большей властью над людьми.