Взять тот же оливье. По правилам салат, заправленный майонезом, должен храниться всего 12 часов. Но что делают недобросовестные продавцы? Вначале добавляют немного уксуса, чтобы отбить не очень свежий запах. Потом щедро посыпают зеленью — это скроет заветрившуюся поверхность. А трехдневный салат можно и вовсе промыть под струей воды — обветренный прокисший майонез мгновенно соскользнет в канализацию, а морковь, горошек и колбаса не пострадают. Новый слой свежего майонеза и вовсе не оставит почвы для подозрений.
И таких методов маскировки — десятки. В магазинах есть негласные рецепты и технологические карты — куда какую тухлятину и гнилье пускать. Полет для фантазии широкий. Нет в списке только помойного ведра.
Но причины, толкающие владельцев супермаркетов устраивать опасные игры с просрочкой, бывают разные. И они зависят от схемы, по которой магазин сотрудничает с поставщиками. Их, если грубо, две.
Первая — когда супермаркет не волнует сколько, например, сметаны он не успел продать, пока та не прокисла. Ведь он заплатит поставщику только за то, что клиенты купили. Остальное молочник должен вывезти и утилизировать за свой счет. Для обоих эта схема беспроигрышная, потому что потери заложены в цену купленного клиентом товара. Только вот списанную просрочку иногда утилизируют лишь на бумаге. На деле же она отправляется в отдел кулинарии, становясь для него бесплатным сырьем.
По второй схеме магазины, пытаясь сделать цены ниже, чем у конкурентов, просят поставщиков снизить закупочную стоимость сметаны. Те соглашаются, но с одним условием, что торговая точка выкупает всю партию, а если что-то не успеет продать — это будет проблема сетевиков. И естественно, если в срок продается не все, то единственный выход частично покрыть убытки — пустить прокисшую сметану в кулинарию.
А чем убытков больше, тем грубее и безотказнее методы.
На что нужно обращать внимание, чтобы не нарваться на опасную просрочку? Как маскируют тухлятину и возвращают съедобный вид готовым блюдам? Сколько, на самом деле, могут храниться салаты и котлеты на витринах и к чему может привести, казалось бы, невинный перекус в супермаркете? Ответы на эти вопросы — в материале программы «НашПотребНадзор».