Беларусь называют последним островком СССР на постсоветском пространстве. Здесь до сих пор есть пионерия, колхозы, милиция, КГБ и ГАИ. В 1995 году Беларуси был возвращен советский герб.
Тарашкевица и белорусский язык
Белорусский язык был нормирован вгоды советской власти. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую грамматику белорусского языка, впервые нормализовав орфографию.
Так появилась так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции.
В 1933 году тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка которая была создана в результате языковых реформ 1930-х годов. Она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена ее частичная унификация с тарашкевицей.
В 1920-х годах на официальном гербе БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице.
Кроме белорусского языка и тарашкевицы есть еще одна форма бытования белорусской речи — трасянка. Она представляет собой смесь русского и белорусского языков, она встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас. Среди её языковых аналогов — суржик (смесь русского с украинским), распространенный на Украине и в южных областях России.
Белорусская нефть
6 августа 1958 года по распоряжению Совета Министров СССР на левом берегу Западной Двины недалеко от Полоцка началось строительство крупного промышленного комплекса — Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода.
Завод строился «всем миром», в СССР была объявлена Всесоюзная ударная комсомольская стройка.
Место было выбрано не случайно. Близость западных границ давала возможность экспорта в страны Западной Европы, завод мог обеспечивать нефтью западные области СССР, а расположенный рядом Полоцк служил удобным транспортным узлом.
Первоначально мощность завода была рассчитана на переработку 6 млн тонн сырой нефти в год.
9 февраля 1963 года в Новополоцке (город был «рожден стройкой») получили первый белорусский бензин. НАФТАН до сих пор является крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием Беларуси.
Удобрения
В годы советской власти Белоруссия стала одним из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире. В 1958 году на белорусском Полесье начали осваивать открытое в 1949 году Старобинское месторождение калийных солей.
Здесь же был построен единственный в Беларуси «город шахтеров» Солигорск.
В 1980-х «Беларуськалий» занимал 17 % мирового рынка калийных удобрений.
Развал Союза предприятие пережило с осложнениями, но сегодня, по данным Международной ассоциации удобрений, «Беларуськалий» выпускает седьмую часть мирового объема калийных удобрений, экспортируя свою продукцию в более чем в 70 стран.
Гиганты
Белоруссия и сегодня славится своими автомобилями-гигантами. Название «БелАЗ» стало нарицательным. Советские дети так называли любые очень большие грузовики.
Первый карьерный самосвал появился в СССР в 1951 году. Это был предшественник БелАза МАЗ-525, выпускавшийся на Минском автозаводе с 1951 по 1959 годы. После, до 1967 года — на БелАЗе. Грузоподъёмность машины составляла 25 тонн. На нём впервые появился 12-цилиндровый дизель, гидроусилитель руля, планетарные редукторы в ступицах задних колёс. Между двигателем и сцеплением была установлена гидромуфта.
Задние колёса МАЗа-525 диаметром 172 см крепились к кузову жёстко, без подвески.
В 1965 году на Белорусском автозаводе в Жодино начался выпуск кардинально нового самосвала — БелАЗа-540, одного из лучших карьерных самосвалов в мире. Этот гигант стал первым обладателем Знака качества и был настоящим прорывом технологической мысли. БелАЗ-540 был первым автомобилем, произведенным в СССР, с гидропневматической подвеской колес, объединенными гидросистемами усилителя руля и подъемника кузова.
В БелАЗе-540 был применен винтовой рулевой механизм, гидромеханическая трансмиссия, пневмогидравлическая подвеска заднего и переднего мостов и сварная рама коробчатого сечения.
К 1986 году БелАЗ выпускал до 6000 машин в год (половина их мирового производства).
БелАЗы остаются самыми крупными автомобилями на территории бывшего Советского Союза, они работают почти в 50 странах мира.
Бытовая техника
Белоруссия в годы СССР была одним из главных производителей высококачественной электроники и бытовой техники. Культовыми стали транзисторные радиоприемники семейства Спидола, выпускавшиеся на Минском радиозаводе с 1960-го года. Их массовый выпуск начался в 1962-м.
На Минском радиозаводе также выпускались телевизоры «Горизонт», бывшие в СССР одними из самых популярных.
Славилась Белорусь в советское время и своими холодильниками, выпускаемыми на Минском заводе. Здесь впервые в СССР были разработаны двухкамерные холодильники, морозильники и пенополиуретановая теплоизоляция. Белорусские Холодильники шли на экспорт больше, чем в 10 стран Европы и Азии. Первый холодильник был выпущен в 1962 году.
Интересный факт: в 1959-1961 годах на Минском радиозаводе работал токарем Ли Харви Освальд, единственный официальный подозреваемый в убийстве Джона Кеннеди.
В Минске он встретил свою жену Марию Прусакову. В советской Белоруссии у Освальдов родилась дочь Джун. Они уехали из Минска 22 мая 1962 года. До событий, благодаря которым Ли Харви «прославится», оставалось меньше полутора лет. После смерти мужа Марина Освальд попадет на обложку журнала Time.
Беловежская пуща
Говоря о Белоруссии, нельзя не упомянуть Беловежскую пущу. Заповедник был учрежден Постановлением Совета Народных Комиссаров 4 января 1940 года. До сих пор это один из крупнейших туристических центров Республики Беларусь. Через Беловежскую пущу проходит государственная граница между Польшей и Беларусью.
8 декабря 1991 года в правительственной резиденции Вискули, которая находится на территории Беловежской пущи, Россия, Украина и Белоруссия подписали документ, который вошёл в историю как «Беловежское соглашение». Он констатировал: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». О развале СССР нынешний президент Беларуси Александр Лукашенко жалеет и сегодня, что подчеркивает в каждом втором интервью.