Поделиться ссылкой:
(А.С.Пушкин, “Сказка о золотом петушке”)
В сказке несколько основных моментов, на которые нужно обратить внимание.
Прежде всего, сказка учит тому, что тот, кто позарится на чужое, будет наказан. При этом неважно, продиктовано ли данное желание агрессией или соблазном. В плен к бычку одинаково попали и медведь, и волк (которые хотели бычка скушать), и зайчик (который явно не мог причинить бычку вреда). При этом очень символично, что все они именно “прилипли” к бычку. Человек, находящийся в искушении, всегда цепляется в этом месте к окружающему миру, а зацепившись, он должен либо истощить себя, либо то, к чему он прицепился. В этом самый глубокий посыл сказки, и об этом подробнее можно почитать в книге К.Кастанеды «Путешествие в Икстлан», в главах «Стать охотником» и особенно «Стать недоступным».
Можно также разглядеть в этом сказочном символе и общий подход русской цивилизации к отношениям с другими государствами – сами ни на кого не нападаем, но если нападают на нас, то тем хуже для нападающего.
Второе, чему учит сказка, это разумное сотрудничество с окружающим миром, с природой. Дед никого из животных не убил, отпустил всех до единого, и в ответ на предоставленную свободу каждое из животных что-то принесло ему в подарок. Бережное отношение к окружающему миру, добро и милосердие обязательно находит отклик в мире и возвращается человеку. Природа щедро делится с человеком своими дарами, когда человек заботится о природе.
Третье, чему учит сказка, это умению людей прислушиваться друг к другу, используя сильные стороны каждого. На то, что в хозяйстве пригодился бы такой замечательный бычок, обратила внимание внучка. Дети смотрят на мир непредвзято, и поэтому часто глубже, чем взрослые. В свою очередь, дед проявил внимание к тому, что сказала внучка, а не отмахнулся от её слов, и нашёл способ с пользой применить то, на что внучка обратила его внимание. В результате этого отзывчивого и внимательного отношения внучки и деда друг к другу получился замечательный результат.
Сегодня, к сожалению, эти русские народные традиции во многом утеряны. Проблемы взаимоотношений поколений стоят очень остро. Взрослые желают лишь читать нотации молодёжи, не прислушиваясь к их взгляду на мир. А молодёжь, в свою очередь, не уважает взрослых, полагая в своём невежестве (незнании жизни), что эти “предки” ничего не понимают в некоей “новой жизни”, которая настала. На самом же деле, никакой “новой жизни”, в которой устарели прежние мудрости, нет. Это просто иллюзия, обман, который специально создаётся в головах молодых людей через различные СМИ с целью взращивания эгоцентризма и культивирования необразованности, потому что такими молодыми людьми проще манипулировать. Опять же, мы видим в этом реализацию принципа “разделяй и властвуй”. Народ силён только когда он един, неважно, идёт ли речь о разных национальностях, которые должны жить в дружбе и сотрудничестве, или о разных поколениях, которые должны жить в согласии, пользуясь сильными сторонами друг друга, а не пренебрегая друг другом.