Исторически сложилась так, что католики совершают крестное знамение слева направо, в отличие от православных, которые крестятся справа налево. Однако так было лишь до XVI века, и католики довольно продолжительное историческое время перекрещивались не только слева направо, но и справа налево, и при том церковь принимала оба способа. Перемены внес папа Пий V в 1570 году, предписав совершать крестное знамение исключительно только слева направо и при этом открытой кистью. В данном случае пять пальцев кисти выступали как символы пяти ран Христовых. А вот толкования движения руки при совершении крестного знамения у приверженцев различных направлений в христианстве были свои, но тем не менее друг другу они не противоречили.
В соответствии с христианской символикой перемещение руки слева направо при совершении крестового знамения считается идущим от человека и обращенным к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога и являющимся благословением. Вы, вероятно, замечали, что священники (и православные, и католические) перекрещивают окружающих слева направо. И это, конечно, не является случайным совпадением. Дело в том, что таким образом выходит, что для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево.
Папа Пий V
С христианской точки зрения левая сторона имеет связь с дьявольским, в то же время правая сторона — с божественным, и соответственно перемещение совершающей крестное знамение руки слева направо представляет собой символическое движение от греха к спасению. Примечательно, что движение руки справа налево при перекрещении трактуется как победа божественного над дьявольским.
Также можно заметить, что в византийской традиции перекрещение совершается тремя соединенными между собой пальцами, при этом два оставшихся перста прижаты к ладони. Толкование такой формы совершения крестное знамение сводится к Троице — три пальца, а два других – к двойственной природе Христа. В прошлом в византийской традиции в качестве формы крестного знамения существовало двуперстие. Оно сохранилось и по сей день, но лишь у старообрядцев.
источник