Агафья Коровница, Голодуха
Дата по старому стилю: 5 февраля
День получил свое название в честь святой Агафии — христианской мученицы, жившей в 3 веке. Согласно преданию, она родилась на Сицилии в богатой семье. В молодости Агата отвергла домогательства городского префекта, а тот, пользуясь антихристианскими законами, подверг ее преследованиям. Несмотря на пытки девушка не отказалась ни от своих моральных принципов, ни от веры.
На Руси святая почиталась как покровительница домашнего скота. Чтобы предохранить коров от падежа, крестьяне в этот день убирали хлев старыми лаптями, пропитанными дегтем, — говорили, что коровья смерть от них бежит без оглядки. С этой же целью совершали и другие действия: например, вешали корове на рога куски хлеба или опахивали деревню сохой, в которую впрягали вдову (считалось, что такую борозду нечистая сила не может перешагнуть).
Коровьей смерти в этот день опасались не случайно. К Агафьиному дню в неурожайные годы обычно заканчивалось сено, и по хлевам начинал ходить мор — Голодуха (отсюда второе название этой даты). Коровы, которым корма нужно было больше всего, страдали от голода в первую очередь.
С этим днем связано множество поговорок — в первую очередь, о коровах: «Агафья-коровница, береги коров»; «Корова в тепле — молоко на столе»; «Корову бить — молока не пить»; «Избил дед бычка, да хватился молочка»; «Сметанку любить — коровку кормить».
Агафья (Агафия) считалась также заступницей от пожара. В день ее памяти освящали хлеб, который хранили в доме как надежное средство от «красного петуха». В случае пожара этот хлеб нужно было бросать либо в огонь, либо, наоборот, в чистое поле, в сторону от избы. Кроме того, на Агафью было принято поминать предков, отошедших в мир иной.
В Агафьин день наблюдали за погодой: если было тепло, то и в ближайшем будущем холодов не предвиделось. В то же время мороз предвещал дружную весну, сухое и жаркое лето.
Именины в этот день
Александра, Антон, Василиса, Макар, Михаил, Феодосий
Прощеное воскресенье
Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.
И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.
День транспортной полиции России
18 февраля в России отмечают День транспортной полиции. Это неофициальный профессиональный праздник сотрудников подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, отвечающих за обеспечение правопорядка на транспорте («Главное управление на транспорте»).
Историю основания и развития этой службы традиционно связывают с началом строительства в России железных дорог. Уже в 19 веке ее охраняли жандармы, а после революции 1917 года вопрос охраны встал еще острее. Эти задачи легли на плечи «милиции», сотрудники которой следили за порядком не только на железной дороге и станциях, но и в городах. В то же время увеличение количества перевозок людей и грузов заставило советскую власть обратить на проблему охраны железных дорог более пристальное внимание.
И 18 февраля 1919 года был издан декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог». Этот декрет можно назвать первым документом, принятым на пути создания системы охраны железнодорожного транспорта. Со временем эта служба была сформирована в крепкую федеральную структуру. Нужно подчеркнуть, что с самого начала своего существования это подразделение МВД имело в государстве особый статус — ведь его специалистам была доверена работа по обеспечению и охране правопорядка на водных, сухопутных и воздушных магистралях страны.
И сегодня основными задачами сотрудников Главного управления на транспорте МВД являются вопросы безопасности пассажирских и грузовых перевозок, противодействие терроризму, распространению оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и наркотиков на всех видах транспорта: железнодорожном, воздушном, морском и речном.
А после терактов последних лет, произошедших на различных видах транспорта, работа сотрудников данного управления становится более ответственной и опасной. И, несмотря на то, что День транспортной полиции России не является официальным праздником в нашей стране, но всех сотрудников ведомства в этот день поздравляют высшие чины МВД. Организуются различные праздничные мероприятия и концерты, а особо отличившихся сотрудников награждают почетными грамотами, благодарностями и ценными подарками.
День продовольственной и вещевой службы ВС России
«Обед в армии ещё никто не отменял» и «Как солдат полопает – так он и потопает» – до боли знакомые поговорки всем, кто служил в армии.
18 февраля в нашей стране отмечают свой профессиональный праздник все военнослужащие, причастные к продовольственной и вещевой службе, входящей в систему тыла Вооружённых Сил Российской Федерации.
Корнями своими этот праздник уходит в Петровскую эпоху, когда Пётр I 18 февраля 1700 года учредил специальную должность генерал-провианта, ответственного за заготовку и распределение хлебных запасов для нужд русской армии. Аналогичные должности вводились в состав каждого полка, а назначенные на них именовались провиант-мейстерами. Тогда же были установлены и первые нормы довольствия для солдат.
Несмотря на то, что с тех пор минуло более 300 лет, а должности теперь именуются иначе, чем во времена Петра Великого, продовольственная и вещевая служба продолжает существовать в Российской армии и выполнять важнейшую функцию по организации полноценного и доброкачественного питания и вещевого обеспечения военнослужащих.
При всех нюансах армейской жизни, никто не станет отрицать тот факт, что установленные нормы питания в вооружённых силах составлены в соответствии с требованиями физиологических нормативов, а также соответствуют принципу сбалансированного и рационального питания. Обо всём этом подробно говорится в Приказах Министерства Обороны РФ, которые направлены на совершенствование работы продовольственной и вещевой службы ВС РФ. Например, Приказ Минобороны РФ от 22 июля 2000 года № 400 «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время» (с изменениями 2005, 2008 и 2009 годов).
Многие из тех, кто служил в армии, считают, что далеко не всегда пища в армейской столовой вкусна и аппетитна. Особенно это вспоминается тем, кому выпало на долю служить в составе вооружённых сил в тяжёлые для нашей страны 1990-е годы. Всё это так, но никто не станет отрицать и того, что поступавшие в воинские части новобранцы, в значительном количестве приходившие в армию с недобором веса, именно благодаря системному и рациональному армейскому питанию через несколько месяцев приводили в норму своё физическое состояние. Более того, таких ребят в армии специально направляли в санатории, где их попросту откармливали.
Но солдата мало накормить, его необходимо ещё и одеть в соответствии с текущими погодными условиями, что лежит на плечах вещевой службы, в задачу которой входит постоянный учёт и контроль за имеющимся на складах обмундированием.
Голодный и замёрзший, вымокший солдат не сможет выполнять свой долг перед Родиной так, как он сделал бы это, будучи подготовленным морально и физически. А ведь это состояние во многом обеспечивается именно благодаря продовольственной и вещевой службе.
Помнятся слова немецкого генерала времён Второй мировой войны Ф.В. фон Меллентина, который в своих характеристиках советской армии и советского солдата обронил такую фразу: «Полевая кухня – почти святыня в глазах солдат западных армий, для русского солдата является всего лишь приятной неожиданностью…».
Забавно, но это – не характеристика работы нашей продовольственной службы, а лишь указание на то, что русский солдат способен выполнять свою работу даже в невероятно тяжёлых условиях. А ещё вспоминается кинохроника и фотографии 1945 года, когда к русским полевым кухням выстраивались очереди граждан немецких городов, и русские повара никому и никогда не отказывали в порции вкусной армейской каши, особенно детям. Поэтому воспримем фразу немца как дань уважения к стойкости и способности к самопожертвованию со стороны наших солдат и офицеров, для которых вовремя поесть – это хорошо, но ещё важнее – выполнить поставленную задачу. И снова вспоминаются все тяготы, выпавшие на наших ребят в армии в трудные 90-е, когда в сложных политических и экономических реалиях они стойко несли службу и не возмущались обстоятельствам.
Сегодня в армии хорошо налажена система продовольственного и вещевого обеспечения, а это – большое подспорье для каждого военнослужащего: и солдата, и офицера. В армии говорят сурово, но объективно: «Солдата надо не жалеть, а беречь!».
День 18 февраля – достойный праздник военнослужащих, в задачу которых входит накормить и обогреть солдата.
Троян Зимний
Троян зимний — важная дата для древних славян. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.
Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала».
К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе — точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»:
«То ведь римляне нам завидовали и замыслили зло на нас — пришли со своими возами и железными бронями и ударили на нас, а поэтому долго отбивались от них и отбросили их от земли нашей; а римляне, видя, что мы крепко защищаем свою жизнь, оставили нас» (Велесова книга).
«И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли» (Велесова книга).
Древние воины-славяне думали о потомках и о Величии Земель русских — не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам.
Так будем же и мы достойными жизней наших предков — издревле у славян было принято в этот день совершить что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов.
Источник
Один комментарий