Когда мы видим на этикетках продуктов надписи «органик», «био» или «эко», то создается впечатление, что это продукты более полезные и здоровые. Но так ли это на самом деле и что эти надписи представляют собой с точки зрения законодательства?
Настоящая польза или маркетинговый ход?
В проекте закона «Об органической продукции», принятой Федеральным собранием, используется термин «органическая продукция» (а не Органик), который означает, что:
- сырье для изготовления данного продукта было выращено без использования пестицидов и химических удобрений;
- животные и птица были выращены без использования ГМО, антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных и ветеринарных препаратов;
- сырье не подвергалось обработке ионизирующим излучением.
Маркировка «Органик», не встречающаяся в нормативных документах, по сути, ни к чему не обязывает производителя и является просто маркетинговым ходом.
То же самое можно сказать относительно маркировки «Био» — в нормативах и стандартах этот термин встречается лишь один раз, когда речь идет о молочных биопродуктах, обогащенных пробиотиками и/или пребиотиками.
В некоторых странах элемент bio используется в системах сертификации и означает то же самое, что и «Органик».
Но особое хитроумие проявили производители с термином «Эко». Подразумевается, что на всех этапах, от выращивания сырья до утилизации продукта, ущерб для окружающей среды сведен к минимуму. То есть производитель проявляет заботу об экологии, а не о здоровье потребителей.
Итак, мы выяснили, что все три маркировки представляют собой просто ловкий маркетинговый ход, на который мы клюем, ожидая от этой продукции больше пользы.
Можно ли наказать за недостоверную информацию?
Вы пытались когда-нибудь прочесть информацию на упаковке маленького сырка или еще чего-нибудь столь же миниатюрного? Ее и на бутылке-то удастся прочесть только через лупу, а уж если в маркировке присутствует одно из трех наших волшебных слов, то она должна содержать и более детальную информацию о свойствах, заявленных производителем, и о том, как они подтверждены. Но это относится только к сертифицированным продуктам, а если продукт не сертифицирован, то с производителя и спрашивать нечего, разве что через суд.
Как можно выяснить полезность пищевых продуктов?
Росконтроль составляет рейтинг пищевых продуктов и присваивает каждому из них определенный индекс пищевой ценности, основанный на целом ряде параметров, от баланса пищевых веществ до содержания соли, сахара, белков, витаминов и др. В идеале у полезного продукта должна быть достаточная и сбалансированная пищевая ценность, он должен быть безопасным и не содержать вредных для здоровья ингредиентов.
Правда, нормативные документы не содержат такие критерии, так что остается полагаться только на Систему независимого контроля качества Росконтроля, начавшую работать в 2016 году. Если на товаре есть маркировка специальным знаком этой Системы, то это означает, что его постоянно контролируют и проверяют до 12 раз в год. Обращайте внимание на наличие такого знака, и тогда можете быть уверены в качестве продукта!
Можно ли по этикетке определить полезный продукт?
Проблема в том, что в нормативных актах отсутствует определение, что такое полезный продукт, а вот технические регламенты содержат четкие критерии оценки пищевой ценности, а также требования к маркировке, указывающей пищевую ценность.
Существуют и четкие критерии, определяющие, какой продукт может считаться:
- источником определенных пищевых веществ;
- называться обогащенным;
определяющие, когда маркировка может содержать информацию о пониженной калорийности или о низком содержании веществ, считающихся не полезными (натрий, сахар, холестерин и т.п.) или, наоборот, полезными (с высоким содержанием витаминов, минералов, пищевых волокон и др.).
Правда, слишком часто подобная информация не является достоверной на 100%, и рядовому потребителю практически невозможно сориентироваться при выборе продукта – оценить наличие свойств, заявленных в маркировке, можно только на основании сложных лабораторных методов, доступных только специалистам.
Но, похоже, луч света в этом темном царстве все-таки забрезжил: с 1 июня стартовал пилотный проект по нанесению на упаковки с продуктами питания цветовой маркировки «Светофор», содержащей достоверную информацию.
Что делать?
Не верить многообещающим, но недостоверным маркировкам «полезных» продуктов, не попадаться на удочку маркетинговых манипуляторов и следить за данными независимых исследований.
Let’s block ads! (Why?)