Искра есть, топливо подается, но двигатель «троит», машина не едет. Что оказалось причиной неисправности, почему работа любого мотора, бензинового или дизельного, невозможна без газообмена, нам предстоит узнать из рассказа бывшего владельца Daewoo Nexia 2010 года выпуска.
Впрочем, владельцем его назвать трудно. Мой собеседник не скрывает, что покупает автомобили с проблемами, чтобы затем их устранить и продать машину, естественно, не в убыток себе. Говоря проще, он перекупщик. Учитывая, какого мнения о «перекупах» придерживается народ, мой собеседник не изъявил желания называть себя, но модель автомобиля указать пришлось, потому что именно конструктивная особенность в системе смазки ее двигателя сыграла решающую роль в том, что случилось. А произошло следующее:
— Эта Nexia работала в такси. Меня она привлекла свежим годом выпуска и невысокой ценой. По словам хозяина, в машине начал «троить» двигатель. Он заменил свечи — не помогло. Заменил высоковольтные провода — результата нет, мотор продолжает «троить». Непонятно, почему он не стал глубже копать, но и не в моих интересах было лишнее спрашивать, проверялась ли компрессия и так далее. Главное, по словам таксиста, что машина не едет, а такое такси никому не нужно, поэтому он его и продает. Я посмотрел — машина не бита, по коробке, подвеске, рулевому проблем нет. Подумал: надо брать, пока таксист не одумался, а там видно будет.
Когда купил, с компрессии и начал. Может, думаю, клапан прогорел или прокладка. Прибор у меня есть. Вывернул свечи, проверяю — отличная компрессия во всех цилиндрах, по 11 в каждом, как на новом моторе! Осмотрел свечи и провода — действительно новые. Ставлю их на место, завожу, а затем поочередно со свечей провода скидываю. Выясняется, что на отключение первых трех цилиндров двигатель реагирует, а на четвертую свечу — нет. То есть нащупал я, что проблему создает четвертый цилиндр. Проверил четвертую свечу на искру — есть. Порядок работы цилиндров не перепутан. Но если свечи и провода новые, искра есть, а цилиндр не работает, значит, в нем не сгорает топливо. Может, оно не подается?
Чтобы это проверить, меняю местами третью и четвертую форсунки — результата нет. «Троит», причем опять из-за четвертого цилиндра. Какая появляется мысль? Наверное, на форсунку четвертого цилиндра не идет ток. Проверить электрическую часть я у себя в гараже не могу. Съездил к специалистам на диагностику — все отлично, по электрической части системы питания вообще и по форсункам в частности вопросов нет никаких.
Это не столько обрадовало, сколько озадачило. Форсунки работают, свечи работают, компрессия как у нового мотора, но двигатель «троит» — такого просто не может быть! Не исключаю, что до этого я лишь повторил путь, который до меня проделал таксист, но если это его обескуражило и он опустил руки, то я не из таких. Решаю снимать «голову», чтобы посмотреть, что за полтергейст творится в этом четвертом цилиндре. И когда я начал разбирать мотор и увидел распредвал, все встало на свои места!
Самое время прервать моего собеседника и объяснить, почему в неисправности оказался виноват распредвал. Для нормального протекания рабочего процесса в цилиндры двигателя в строго определенные моменты времени должна подаваться смесь паров бензина с воздухом, если мотор оснащен распределенным впрыском, или воздух в дизелях и бензиновых двигателях с прямым впрыском, а также должны своевременно удаляться отработавшие газы. Распредвал управляет моментами открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов, через которые происходит газообмен, с помощью кулачков.
В сечении любой кулачок напоминает яйцо. Когда кулачок нажимает на толкатель клапана заостренной вершиной, клапан открывается. Если клапан впускной, то он пропускает в цилиндры горючую смесь или воздух, если выпускной — выпускает отработавшие газы. Когда напротив толкателя оказывается округлый затылок кулачка, клапан закрывается. Так в цилиндрах осуществляется газообмен, который наряду с подачей искры или воспламенением от сжатия является обязательным условием для работы двигателя. Теперь слушаем дальше:
— Кулачков для четвертого цилиндра на распредвале, считайте, не было — их просто стесало. Думаю, что клапаны они все-таки еще открывали, иначе вряд ли бы удалось замерить компрессию. Но приоткрывали чуть-чуть, поэтому цилиндр и не работал.
А стесались кулачки, потому что не было смазки. Что такое Nexia? Это слегка переделанный Opel Kadett. На моторах Kadett то же самое было. В распредвалах внутри идет масляный канал — такая особенность конструкции. Масло в канал подводится через опорные шейки, а на кулачках есть отверстия, через которые смазываются кулачки и рокеры.
У меня нет никаких сомнений, что предыдущий хозяин использовал самое некачественное масло, которое только можно найти, или вообще его не менял. Это было видно по смолистым отложениям. В результате каналы в кулачках изнутри тоже забило отложениями. Поступление масла к кулачкам прекратилось, из-за этого они износились вдрызг.
На этом кулачке отверстие для смазки забито частично, поэтому кулачок «слизало» меньше.
А здесь оно забито полностью. Протока масла нет — от кулачка из-за сухого трения ничего не осталось. Он фактически стал круглым, а о том, что это когда-то был кулачок, только «лезвия» по бокам напоминали.
В заключение скажу, что лично для меня все обернулось неплохо. Хоть и задала эта Nexia задачу, с которой раньше не приходилось сталкиваться, ремонт обошелся сравнительно недорого, после ремонта машина поехала. Если прочитает таксист, пусть кусает себе локти — мог же сам починить, а так, по-моему, больше потерял. А остальным наука: не балуйтесь с маслом!
Источник →