…Мертвую тишину арктической пустыни нарушил странный звук. Словно огромная бормашина стоматолога работала где-то в глубине океанского ледового панциря. С каждой минутой звук становился все отчетливее. Наконец на поверхности, разбрасывая ледяную крошку и брызги морской воды, появилось странное сооружение, чем-то напоминающее обрезок трубы магистрального газопровода. Спустя еще несколько минут на ее верхушке показался человек в униформе советского моряка. Спрыгнув на лед, он закурил папиросу и оперативно принялся устанавливать невесть откуда взявшиеся антенны…
Давайте узнаем обо всем об этом подробнее.
Одним из самых интересных проектов советских подводных лодок стала дизельная субмарина проекта 613Ш, о которой до сих пор в справочниках можно найти лишь очень скупые сведения. Между тем ничего подобного в мире не было и, пожалуй, уже не будет. В свое время проект был настолько засекречен, что даже сейчас многие ветераны подводного флота просто отказываются верить в существование такого корабля, а примененные на нем технические решения называют фантастикой.
The US Navy attack submarine USS Annapolis (SSN 760)
Арктические грезы
В конце 50-х годов минувшего столетия советские и натовские адмиралы стали все чаще посматривать в сторону Северного Ледовитого океана. Район был весьма привлекателен для действий ракетных подводных лодок Скрытые толщей льда, они были абсолютно неуязвимы для атак с воздуха и с поверхности и могли безнаказанно наносить ядерные удары по территории противника. В итоге между вероятными противниками началось негласное соревнование за подводное покорение Северного полюса.
Соревнование выиграли американцы: первой в истории лодкой прошедшей Северный полюс в подводном положении стал американский атомоход «Наутилус». Это произошло 3 августа 1958 года. Спустя неделю еще одна американская атомная субмарина — «Скейт» всплыла в 40 километрах от вершины мира. К слову сказать, первая советская подводная лодка всплыла на Северном полюсе лишь спустя четыре года. Достижения американцев вызвали немалое замешательство в советском военном руководстве. Партийные чиновники, адмиралы и конструкторы принялись ломать голову над тем, как защитить страну от возможного удара с Арктики. Вопрос оказался архисложным.
Проблема заключалась в том, что дизельные подлодки, которые тогда составляли основную ударную силу подводного флота и могли противостоять американским «стратегам», были абсолютно не приспособлены к длительному плаванию подо льдами. В частности, в отличие от атомоходов они должны были регулярно (раз в сутки-двое) всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей. Но проломить своим корпусом многометровый лед они были не в состоянии, а на поиски полыньи могло попросту не хватить времени. Однако, несмотря ни на что, решение было найдено, причем весьма оригинальное.
Схема проекта 613Ш. Ледовый бур расположен в кормовой части рубки
Впервые об этом проекте я услышал несколько лет назад от одного из флотских ветеранов. Дескать, была в 60-х годах на Северном флоте некая подлодка с огромным сверлом, которым из-под воды могла проделывать в многометровых льдах шахты. Через эти шахты экипаж выходил на поверхность, а дизели питались кислородом для подзарядки батарей.
Однако поиски более подробной информации наталкивались, мягко говоря, на непонимание специалистов. «Бред какой-то — так в сердцах отреагировал на мой вопрос один оставной адмирал-подводник, — любой, кто хоть раз в жизни всплывал в полынье или приледнялся, скажет вам, что это невозможно! «.
Справочники были скупы: «пр.613Ш предназначена для отработки новых гидроакустических средств и возможности длительного пребывания подо льдом. ПЛ имела специальное буровое устройство для проходки льда, обеспечивающее зарядку аккумуляторов, вентиляцию, радиосвязь и выход л/с на поверхность льда».
На вопрос о том, как все это могло работать, специалисты лишь разводили руками. Зато удалось выяснить тактический номер этого корабля — С-270. Как оказалось, корабль имел достаточно богатую историю. С-270 даже попала в голливудский фильм. Именно эта подлодка под командованием капитана 3-го ранга Жана Свербилова в июле 1961 года первой, не дожидаясь приказа из Москвы, ринулась на помощь терпящей бедствие атомной субмарине К-19. Сцена спасения была хорошо описана в нашумевшем киноблокбастре «К-19. Оставляющая вдов». Однако самые серьезные испытания были впереди. О дальнейшей судьбе С-270 официальные источники не говорят почти ничего. Известно лишь, что в 1966 году подлодка прошла глубокую модернизацию в Ленинграде. Здесь ее следы теряются.
Подводная лодка пр 613
Для выполнения научно-исследовательских работ в Арктике с целью получения данных, необходимых при разработке новых гидроакустических средств подводных лодок, действующих в арктических районах, по решению ГКС и ВМФ, было выполнено переоборудование подводной лодки С-270 проекта 613 по проекту 613Ш (технический проект — сентябрь 1961 года). Основное требование — длительное пребывание под ледяным покровом. Кроме научно-исследовательской аппаратуры, ПЛ должна была иметь устройство для закрепления (приледнения) ее к нижней поверхности ледового покрова и устройство для проходки льда с целью получения отверстия в нем для обеспечения зарядки аккумуляторной батареи и выхода личного состава из подводной лодки на поверхность льда.
Для размещения нового оборудования пришлось снять торпедное вооружение и все связанные с ним устройства, переделать ограждение, надстройку и носовую оконечность корпуса ПЛ, убрать выступающие части, подкрепить легкий корпус. Установленная на ПЛ гидроакустическая система «Арктика» была предназначена для исследования отражения и рассеивания звука нижней поверхностью льда, подледной реверберации и прямого подледного рассеивания звука (состояла из двух основных частей — излучающей и приемной). ПЛ была оборудована: ГАС «Плутоний», две ГАС «Арктика» (антенны в обтекателях на носу и в корме лодки), ГАС МГ-17 и МГ-25, гидрофоны ультразвуковых, инфразвуковых и звуковых частот, аппаратура анализа воздействия звуковых сигналов на ледяной покров, ТВ-система ВТМ-101 для контроля подлёдной обстановки, эхоледомер ЭЛ-1 с вибраторами в надстройке для измерения толщины льда, координатор-излучатель для направленного звукового облучения ледяного покрова (поворотный излучатель и подъемное устройство за звукоприемником, расположено в отдельном ограждении за ограждением рубки), зенитный перископ ПЗН-7.5. Двигательная установка ПЛ аналогична проекту 613 за исключением того, что аккумуляторная батарея 46СУ была заменена на 48СМ.
По мере «прорезания» резцами льда и вымывания шуги, шахта перемещалась вверх специальными гидроподъемниками. Проходка льда завершалась выталкиванием гидроподъемником ледяной пробки, оставшейся в верхней части шахты. Затем осушалась рубка, в которой размещена шахта. Рубка была соединена с прочным корпусом ПЛ шлюзовой шахтой, используемой в качестве входной. Вдвижная шахта была предназначена для проходки 7 м слоя льда в течение 15-30 мин.Проект 613Ш был разработан ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н. Якимовский). Переоборудование осуществлял Балтийский завод в г.Ленингад. Испытания ПЛ были проведены в Балтийском море зимой 1966 года.
За лед цеплялись при помощи специальных устройств и телекамер
Далее снова от блогера vadimsaranov: Узнать о дальнейшей судьбе подледной субмарины помог случай, который свел автора этих строк с бывшим командиром электро-механической боевой части С-270 капитан-лейтенантом в отставке Владимиром Степановым. На лодку он пришел лейтенантом в 1967 году и прослужил на ней шесть лет. Как оказалось, после модернизации и испытаний на Балтике подлодка вновь вернулась на Северный флот и вошла в состав 17-й дивизии подводных лодок, базировавшихся на базе Гремиха. Итак, как же «приледнялась» эта подлодка и бурила шахты? К сожалению, мой собеседник был немногословен, но от услышанного мурашки бежали по коже: дело было крайне опасным.
Как такового классического бура на подлодке не было. Устройство для бурения располагалось в специальной шахте, устроенной в кормовой части рубки подлодки. Представляло оно собой 4-метровую трубу диаметром 120 сантиметров, которая при помощи гидравлики поднималась вверх. Наверху трубы было установлено вращающееся при помощи электромотора зубчатое кольцо (венец), которое и пропиливало путь на поверхность. Да ничего сложного, скажете вы. Однако на практике дело обстояло куда серьезнее.
Кадр из фильма «К-19: оставляющая вдов». Экипаж С-270 спасает моряков с аварийного атомохода
По словам Вадимира Степанова, на подготовку к проходке требовались многие часы. Для начала необходимо было найти
подо льдом ровную площадку. Искали ее при помощи специальных телекамер. Затем лодку нужно было прочно прикрепить ко льду, ведь любое смещение грозило обернуться катастрофой: через отверстие диаметром более метра небольшая субмарина могла быть затоплена в считанные секунды.
«Сначала в носовой части рубки поднимался первый зацеп, похожий на острый шип, и лодка начинала «подвсплывать», — рассказывает Владимир Степанов. — После того как он врезался в лед, лодка крутилась на месте, выравнивалась по течению. Затем поднимали второй штырь и давали еще полтонны плавучести. Таким образом лодка неподвижно фиксировалась за лед». Сам процесс бурения занимал несколько минут. После того как бур выходил на поверхность, специальный механизм освобождал трубу ото льда. В лодке открывали люк, и моряки могли выходить на поверхность. Через эту же шахту поступал воздух для дизельных двигателей, которые запускались для зарядки батарей.
Экспериментальную лодку списали через несколько лет
Как рассказал мне Владимир Степанов, морской век С-270 оказался коротким. Помимо бурового устройства на ней испытывались новейшие гидроакустические комплексы и другие системы. Все это регулярно приводило к авариям и пожарам. Лодку списали в начале 70-х годов, а экипаж расформировали. Что же касается идеи с бурением льда, то она так и не получила распространения в подводном флоте. На смену небольшим «дизелям» стали приходить мощные атомоходы, которые могли попросту проламывать лед своим корпусом при всплытии. Да и в самих всплытиях во льдах для них не было особой необходимости.