Периодически попадается на глаза страшная история о том, как то ли Жерар Филипп, то ли Ив Монтан накупил советского белья и повез его пугать парижанок победой коммунизма во всем мире. Мол, показывал им трусы с начесом, а они, родимые, в обморок сразу падали, а как вставали, сразу были всегда готовы с оружием в руках защищать капиталистический строй.
Историей этой сопровождают рассказы о том, как страдали советские люди в отсутствие кружевных лифчиков и трусиков, показывают страшные -престрашные фотографии в усмерть застиранных панталон и кричат: в то время, как во всем мире женщины носили красоту неописуемую (фото из каталогов прилагаются), наши вынуждены были страдать вот в этом (фото не из каталогов прилагаются).
Признаюсь честно, забавно. Я не жил в пятидесятые-шестидесятые годы, ни в СССР, ни в странах загнивающего капитализма. Я вообще родился даже после этого периода.
Потому могу говорить о том, что вижу , читаю, слышу. И бельевая проблема СССР наверное существовала, тем более что доказательство этому есть.Отследить историю развития это отрасли в общем-то несложно.
В восемнадцатом году при Центротекстиле создают отдел готового платья и белья, но собой роли он не играет, его так, просто упоминаем. Потому как 18 год – это вообще перекрестье революций.
Где-то в начале двадцатых выпуском дамского белья и мужского тоже занимаются «Мосбелье», «Москвошвея», «Ленинградодежда», «Ленбелье». Помните «Москвошвею», которую упоминал Шариков. Так вот – там, как писали позже, на витрины ходили смотреть будто сейчас – в стрип клуб. Надежда Ламанова получила «Гран-при» в Париже за коллекцию для советских женщин.
Когда на НЭПе поставили крест, наладили выпуск универсального белья. Четыре вида кальсон, хлопковые сорочки, хлопковые трусы, сатиновые футболки. Цвета -одинаковые для всех: синий, черный и белый. Стране было не до белья, да и не имелось в нашем менталитете привыкли его показывать, бельишко называли исподним и выполняло оно роль исподнего – то есть того, что под одеждою.
В тридцать втором в Витебске открыли первую советскую фабрика по производству белья «КИМ» (Коммунистический Интернационал молодежи).
В тридцать седьмом трест «Мосбелье» начал пошив комбинаций для вечерних платьев и дневных сорочек — с кружевом, машинной вышивкой, окантовкой, фестонами. В ассортименте пошива закрытые спальные сорочки, трусы, гарнитуры из трусов и сорочек. Бюстгальтеры двух видов.
В тридцать девятом в Москве открыли бельевую фабрику в Черемушках.
В конце сороковых годов белье стандартизировали, не очень удачно. ГОСТЫ предусматривали всего три размера – с 1 по 3.
Такая драма длилась до 57 года, когда уже министр Фурцева заявила, что каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер. Смешно, да. И грустно, с другой стороны. И вроде как подтверждает версию того, что дамы безумно страдали от нехватки и дефицита…
Да только странность номер два: не раз я слышал стенания женщин в возрасте о том, что именно сейчас, во времена изобилия, подобрать себе то самое исподнее, о котором говорить в обществе не принято – так же сложно, как и тогда.
Ну а еще вздыхают, что было, было советское белье красоты необыконовенное – те же самые комбинации, из шелка (или подешевле – нейлона), кружевом украшенные, какие и с платьем могли перепутать. И купить их можно было. А сейчас – не купишь, кусаются прям и кружевом и шелком. И ценником…
О женщинах говорю. Потому как мужчинам, по сути, и плевать то было – каких расцветок и фасонов бельишко им шьют. Нам по рангу не полагается жужжать.
Но все равно вопрос: друзья дорогие, а как на самом деле обстояли дела с производством текстильных прелестей? Плохо было, совсем плохо, или вполне неплохо? Или как всегда – дефицит и выпуск ужасов бельевой моды налицо, а вот в шкафах бельишко лежало, и вовсе не страшное?