Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) — это способ получить то, что без болезни получить никак не удается.
Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением.
Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о «часто болеющих детях».
А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?
Ребёнок болеет не от слабого иммунитета!
Рассмотрим болезнь на психологическом, а не физическом уровне.
Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) — это способ получить то, что без болезни получить никак не удается.
Допустим, у ребенка есть потребность во внимании со стороны родителей, и эта потребность (ну прям очень важная и необходимая) у него не удовлетворяется. Ребенок сначала пробует привлечь внимание своим поведением (в большинстве случаев неправильным) и иногда этот способ помогает. На время.
Но потом ребенок заболевает… и мама, бросив все свои дела, заботы, работу, взяв больничный, каждый час дает ему с ложечки лекарство, переживает за него, ходит в магазин за самыми лучшими фруктами и варит самый лучший бульон.
А потом садится играть с ним, читает ему книжку, пока он лежит в кровати — такой беспомощный и болеющий.
Ребенку нравится эта забота, несмотря на высокую температуру, насморк или более серьезные болезни.
Кстати, о более серьезных. Чем у ребенка сильнее недостаток внимания, тем серьезнее и длительнее у него болезнь. И, как следствие, он больше внимания получает от значимых людей.
Вторая причина, по которой болеют дети — это жестко выстроенная система установок и взглядов родителей.
Нужно обязательно ходить в школу, заниматься спортом, ходить к двум репетиторам и посещать три кружка, а еще маме помогать по дому и нести сумки из магазина (иначе ты «ленивый, неблагодарный, несамостоятельный, неспособный, неталантливый»).
Например, родители считают, что может быть только одна уважительная причина не ходить в школу — это болезнь. Даже недомогания не считаются.
И тогда ребенок заболевает, чтобы получить заветное право на отдых.
Болезнь избавляет нас от чувства вины, так как в этом случае мы можем получить отдых «заслуженно». Абсурд, не правда ли?
К этой же причине относится и то, что ребенок слишком долго был сильным в какой-то ситуации, слишком долго держался. Болезнь дает возможность почувствовать себя слабым, именно ребенком.
Третья причина, по которой болеют дети — это непринятие негативных эмоций ребенка, да и вообще каких-либо эмоций.
Когда в семье любые проявления ребенка отрицаются. Нельзя злиться, ругаться, раздражаться, испытывать восторг от радости, обижаться на родителей. Одним словом, «нельзя проявлять себя, нельзя быть».
За любым проявлением ребенка каких-либо эмоций приходит чувство вины, а так как это разрушительное чувство и оно тоже не выражается, оно направляется на себя.
Другими словами, ребенок наказывает себя болезнью за свое «право быть».
Или мама отрицает его чувства. Ребенок говорит, что ему плохо, а мама говорит: «Да чего тебе плохо, не придумывай».
Четвертая причина — отказ от выполнения какой-то родительской просьбы, которую НАДО выполнить, но в силу возраста, неумения ребенок этого сделать не может.
До просьбы или требования, так сказать, еще нужно дорасти.
И выздоравливать быстро не всегда хочется, так как это требование все-таки придется выполнить.
И здесь включается сопротивление… в виде болезни.
Пятая причина — это уравновешивание семейной системы. Известно, что дети являются «стабилизаторами» семейной системы, и если она дает сбой, весь огонь они берут на себя.
Представьте ситуацию, когда мама и папа хотят развестись. Никакие уговоры ребенка это сделать не помогают. И тогда он заболевает. Серьезно, надолго и по-настоящему. И тогда идею с разводом придется отложить. Хотя бы на время.
Шестая причина — бессознательные установки родителей, которые ребенок несет в свою жизнь. Когда он слышит: «Ты у нас такой слабенький, нездоровенький, часто болеешь, что нам с тобой таким делать?», за ним закрепляются эти слова, которые внедряются крепко в сознание и вызывают каждый раз болезнь.
Седьмая причина — внутриличностный конфликт у ребенка, который связан с их противоположными посланиями.
Папа говорит: «Не отвлекай меня, я занят» и тут же ребенок получает послание от мамы:«Подойди к папе и спроси у него».
Ребенок не знает, что ему делать в таком случае и кого слушать. В силу возраста ему тяжело справиться с этой ситуацией. И он заболевает.
И, наконец, восьмая причина — это реакция на какие-либо травмирующие события. Потеря близкого человека, переезд в другое место, новый садик, новая школа могут стать факторами, травмирующими ребенка.
Ребенок мог стать свидетелем какого-то шокирующего, неприятного события.
Сюда же относится сам травматический опыт, полученный ребенком в раннем детстве или в более позднем детском возрасте (6-8 лет), когда, например, родители били ребенка, оскорбляли его и т.п.
Здоровья вам и вашим детям!
Анастасия Рагулина