Всегда ли магазины соблюдают правила, предписанные законом?
Приведу ряд известных запретов, применяемых магазинами в отношении покупателей, которые на самом деле абсолютно незаконны
Все современные магазины, безусловно, признают, что клиент всегда прав – но большей частью это лишь формально. А вот на деле большинство из них, скорее, придерживается старой доброй поговорки: «со своим уставом в чужой монастырь не лезь».
Магазины открыты для публичного доступа, но на своей территории они требуют от своих посетителей соблюдать определенные запреты, которые вводят для обеспечения своих интересов.
Суровый охранник может «настоятельно» напомнить покупателю о его обязанности подчиняться правилам магазина, а в крайнем случае – отказать в обслуживании.
Но всегда ли магазины сами соблюдают правила, предписанные законом? Приведу ряд известных запретов, применяемых магазинами в отношении покупателей, которые на самом деле абсолютно незаконны.
1. Запрет проходить в торговый зал со своими личными вещами
Нередко на входе в зал самообслуживания стоит охранник, который не пропускает граждан с большими пакетами и сумками. В качестве компромисса им предлагается оставить свои вещи в камере хранения.
Понятно, что магазин преследует свою цель – максимально защититься от воровства товара, но покупатель абсолютно не обязан помогать в этом магазину.
Если он не хочет передавать свои вещи в камеру хранения, никто его принуждать не вправе, т.к. по закону договор может заключаться исключительно по добровольному согласию.
2. Запрет входить в торговый зал без тележки магазина
Некоторые супермаркеты вводят такое правило – опять-таки в целях своей безопасности: тележка прозрачна и охранникам проще выявить неоплаченный товар.
Но и здесь закон встает на сторону покупателя: ему не вправе отказывать в обслуживании лишь на том основании, что он не взял тележку или корзинку при входе в магазин.
С точки зрения закона, любой розничный магазин – это форма заключения публичного договора купли-продажи. А публичный договор возлагает дополнительные обязанности на продавца: в частности, он не вправе отказать в заключении договора гражданину, который намерен сделать покупку для своих личных нужд.
Поэтому отказ магазина продать товар посетителю без тележки – это явное нарушение закона.
3. Запрет на фото- и видеосъемку в торговом зале
Частенько в магазинах можно увидеть предупредительные надписи: «фото- и видео запрещено». А порой и без такой таблички охранник может потребовать от покупателя прекратить съемку, т.к. это нарушает правила магазина.
Однако подобный запрет не основан на законе, а потому покупатели могут абсолютно спокойно его игнорировать. Видео- или фотосъемка товара – это не что иное, как одна из форм получения информации.
А закон не только это не запрещает, а наоборот, указывает в числе важнейших прав потребителей. Запретить можно лишь получение информации, которая составляет тайну, охраняемую законом.
Но ценники и оформление витрин в магазине ничуть не являются тайной, т.к. каждый свободно может зайти в зал и ознакомиться с ними.
4. Запрет на покупки ниже определенной суммы
В погоне за прибылью некоторые магазины начинают вводить т.н. минимальную сумму чека: покупателю отказываются пробить товар, если его стоимость ниже заявленного порога.
В итоге небольшие покупки попросту исключаются: человеку приходится добирать товар до нужной суммы, даже если он в нем не особо нуждается. Разумеется, такие ограничения противоречат закону.
Во-первых, вышеуказанной норме о публичном договоре: продавец не вправе отказаться от заключения договора при наличии возможности его исполнить.
А во-вторых, продавцам запрещено обусловливать продажу одного товара приобретением дополнительно другого товара.
5. Запрет на обналичивание подарочного сертификата
Многие торговые точки, продав подарочный сертификат на приобретение своих товаров, впоследствии выставляют целый ряд запретов для тех, кто хочет этим сертификатом воспользоваться.
В частности, запрещают покупателю получить деньги за сертификат обратно, если он не выбрал ничего подходящего для себя из товаров магазина.
Между тем, суды встают на сторону покупателей: ведь по закону они могут в любое время отказаться от договора и потребовать возврата уплаченного аванса.
Если к вам применяют незаконный запрет – это повод пожаловаться в Роспотребнадзор или подать иск в суд.