Жизнь и судьба автора песни — Раисы Кудашевой.
В разгар новогодних праздников на память невольно приходят строки известной детской песенки «В лесу родилась ёлочка». Все помнят эту любимую детскую песенку, но мало кто знает что-либо об авторе слов, пишет Interesnovsem.
«В разгар Великой Отечественной в кабинет секретаря Союза писателей Александра Фадеева вошла нищая старуха с мешком в руках, рассказывает Фадеев нахмурился и спросил:
— У вас ко мне какое-то дело?
Старуха положила свой мешок на колени и глядя ему в глаза ответила:
— Жить тяжело, Александр Александрович. Помогите как-нибудь.
— Вы тоже из Союза писателей? — с иронией спросил Фадеев.
— Я пишу стихи, — тихо сказала женщина. — Их печатали когда-то. Только это было очень давно.
— Как же вас зовут?
— Раиса Адамовна Кудашева.
— Ну прочтите что-нибудь, — обреченно произнес Фадеев.
— Извольте, — оживилась женщина и начала декламировать: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…»
Прошло 60 лет. В 2003-м году к писателю Михаилу Холмогорову пришел знакомый и сказал: «А ведь ты мог бы стать миллионером! Если оформишь бумаги». Михаил был озадачен. Как племянник и единственный наследник Раисы Кудашевой он действительно мог бы получать авторские отчисления. Но как потомственный интеллигент даже помыслить не мог о таком.
Но приятель был настойчив, и Михаил начал разбирать семейные архивы — родство еще нужно было доказать.
История тетушки Раисы.
Он выяснил, что его тетушка Раиса родилась в 1878 году у Адама и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой). Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки. Это было типичное семейство того времени — образованное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам.
Раиса начала писать стихи для детей еще в старших классах гимназии. Да так удачно, что их охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее поэтессы-любительницы, но случилось горе — умер отец.
Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах — пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом несерьезным.
В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел в себя после утраты любимой жены, поэтому забота о наследнике почти целиком легла на плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к мальчику, который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь, тоже обожал Раечку.
— Раечка, а у нас будет елка? — спросил он накануне Нового года.
— Конечно будет, — ответила Рая.
— А гости будут?
— И гости.
— А какой стишок я буду им читать?
— Ну, хочешь, выучим с тобой Пушкина.
— А у Пушкина есть стихи про елочку?
Раиса задумалась и ничего не смогла вспомнить.
— А ты хочешь именно про елочку?
— Непременно.
Мальчик уснул. Раиса пошла к себе в комнату и начала сочинять. Она представила Алешеньку в нарядном бархатном костюмчике, и детей рядом с ним. Он стоит под елкой и читает: «Гнутся ветви мохнатые / Вниз к головкам детей. / Блещут бусы богатые / Переливом огней» А потом представила себе елочку, но только в лесу. Как она стоит там, одинокая: «Метель ей пела песенку, спи, елочка…»
И она вспомнила, что ей уже 27 лет, а она все еще одинока. Она невольно подумала о князе. Ему было 50 — не такой уж и старик. Утром он посмотрел на нее как-то тепло и внимательно и почему-то назвал Раей, а не Раисой Адамовной, как обычно. Она тряхнула головой, чтобы отогнать грустные мысли и напрасные надежды. К утру стих был готов.
А днем она отнесла его в журнал «Малютка», где ее ждали и любили как постоянного автора. Подписалась, как обычно, буквами «А. Э.».
Девушке не показалось: князь действительно обратил на нее внимание. Но оба не решались признаться в своих чувствах даже себе самим. Она не смела и думать о такой выгодной партии. А он боялся оскорбить ее гордость. Все-таки разница в возрасте. Только через три года князь предложил своей гувернантке руку и сердце.
Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой.
— Тетя Рая совсем не была похожа на княгиню, — вспоминает Михаил Холмогоров. — Когда мне было пять лет, мама привела меня к ней в гости. Тетя Рая уже была совсем старенькой. Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в крошечной комнате, похожей на чулан. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулка. «Раньше этот дом принадлежал тете Рае», — сказала она вдруг.
Миша не мог поверить, что эта нищая старушка жила когда-то во дворце. В 70-е особнячок сломали, и от единственного счастливого времени в жизни Раисы Кудашевой не осталось и воспоминаний. Тогда, в начале века, ее называли княгиней, у нее был собственный дом, любящий муж и приемный сын. Раиса уже почти позабыла о своих стишках про елочку.
Встреча с песней.
Как-то Раиса Адамовна с семейством ехала в Петербург. Попутчицами оказались бабушка и ее внучка. Познакомились, разговорились. Старушка попросила внучку спеть песенку. И девочка, расправив юбку, запела: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла»
— А что же это за чудесная песенка? — спросила Кудашева с замиранием сердца.
— О, это знаменитая новогодняя песенка из альбома композитора Бекмана. Он называется «Верочкины песенки». Просто клад для домашнего музицирования!
Князь слушал вполуха и читал газету. Когда они остались одни, Рая решила: момент настал. То, что она тайно печатает стихи и скрывает это от мужа, тяготило ее. Ей хотелось, чтобы он знал все.
— Ты слышал песенку? — спросила она нерешительно.
— Да. Прелестная, — улыбнулся князь. Похоже, он догадывался, куда клонит жена.
— А слова? Слова тебе понравились?
— О, я бы хотел познакомиться с автором, — князь улыбнулся еще шире.
— Это я написала. Для нашего сына, — проговорила, краснея, княгиня.
— Никогда не сомневался в твоих талантах, — сказал князь и поцеловал жену.
Так Рая узнала, что песня стала популярной. Впервые пути песни и ее создательницы пересеклись, чтобы снова разойтись, и уже надолго.
Трагические перемены.
К 1914 году обожаемый воспитанник Алеша вырос и сбежал на фронт. Отец, который уже перешагнул рубеж 60-летия, слег и вскоре умер — не выдержало сердце. Спустя некоторое время пришло извещение и о смерти мальчика. Княгиня потеряла все.
1917 год Кудашева провожала в полном одиночестве. Вся прислуга разбежалась. Княгиня сидела у печурки, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели. Все бумаги, напоминающие о прошлом, давно пошли на обогрев комнаты. Только некоторые она оставила себе. И среди них — черновик стихотворения про елочку. Внезапно в дверь постучали. Она открыла. Матросы зашли в дверь, оставляя черные следы на паркете. Один из них вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол.
— Что вам угодно? — спросила княгиня как можно спокойнее.
— Нам угодно, — издевательски прищурился матрос, — чтобы ты, контра, в течение десяти минут исчезла из дома, незаконно отнятого у трудового народа.
Раиса Адамовна безропотно собрала вещи. Так началась ее новая жизнь. В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому даже в голову не пришло о чем-то ее расспрашивать. В конце концов ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она и проработала до самого 1941 года.
Между тем песня жила своей триумфальной и праздничной жизнью. Ее пели на детских утренниках, исполняли на главной елке страны в Колонном зале, на ее сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям
Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: «Песенка про елочку, слова и музыка композитора Бекмана». Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нем еще и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой!
— Давайте попробуем доказать, что автор — это вы, — неожиданно для себя предложила она престарелой родственнице.
— Да как же это? — испугалась Раиса Адамовна. — Голубушка, не нужно. Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение мое… Не дай бог кто узнает.
— Давайте все же попробуем, — не унималась родственница.
Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, который Раиса сохранила далеком 18-м году. А еще в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала «Малютка». Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого ее исполнения.
Но по-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в «Огоньке» работал будущий «отец» Электроника — Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрел на Кудашеву. Появившееся в новогоднем «Огоньке» интервью переменило жизнь 80-летней старушки.
Ей стали писать и звонить незнакомые люди, ее приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной. — Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».
Михаил Холмогоров рассказал историю детской песенки и ее создательницы главному нотариусу Москвы.
— К сожалению, я ничего не могу для вас сделать. Когда умерла ваша родственница, срок действия авторского права был другим. И он давно истек. А закон обратной силы не имеет.
Михаил выслушал вердикт, понял, что миллионером ему никогда уже не стать, но совсем не огорчился. Пусть останется все как есть. Недавно Михаил поставил памятник Раисе Кудашевой. На нем — слова песенки про елочку. А сама песенка принадлежит всем.
Неизвестная «Елочка»
Раиса Кудашева посвятила своему воспитаннику не просто песенку, а целый сценарий детского утренника. Дети должны были по очереди зачитывать строфы. Но полный вариант песни начинается четырьмя строфами, которые не вошли в окончательный вариант:
«Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой:
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была».
А история с Фадеевым закончилась так. Услышав стих, Фадеев спросил: «Так это вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочел эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Потом он отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
Теперь и вы знаете историю этой песни. И вправду — лучше поздно, чем никогда.