Вячеслав Алкопона рассказывает: «Да вот так! Без лишней скромности, я считаю, что самый красивый в нашей стране железнодорожный вокзал находится в Питере. По крайней мере он точно самый ламповый, атмосферный и передает этот особый дух путешествий. Находясь на перроне этого вокзала так и тянет собрать чемодан и поддаться обворожительному соблазну романтики дорог, о которой писали популярные авторы, но отправится в такое путешествие отбивает желание не столько стоимость билетов, сколько предлагаемый сервис нынешнего РЖД.
На Царское село!
Красота это дело вкуса, многие захотят оспорить внешний и внутренний вид вокзала, заявив, что другие фломастеры на цвет зеленее и вкуснее. Это их право, но спорить с тем фактом, что это самый первый железнодорожный вокзал нашей необъятной родины будет глупо.
Случилось так, что Николаю I надоело убивать свой копчик о деревянные сидения собственной кареты и мотаться туда-обратно по разбитым русским дорогам. Тогда он отдал приказ построить ноу-хау на английский манер, железную дорогу с поездами и паровозами, дабы не отставать от промышленной Англии!
Говорит, хочу в Царское Село в комфорте ездить, чай пить из граненого стакана в подстаканнике, слушать постоянное тыщ-тыдыщ и редкое ту-ту.
Чтоб встречали меня ажурные чугунные пролеты арок вокзала, запах мазута, смешанный с ароматом шавермы, и наглые извозчики.
Желание императора – закон, дабы не ударить в грязь лицом перед высокочинным заказчиком, то маршрут первой железной дороги, судя по легендам современников, доверили провести самому Николаю. Правда линейку ему выдали короткую, а тот когда рисовал ровную прямую чуть дернул руку, карандаш соскочил и образовал царскую загогулину вокруг его пальца. Поговаривают, царю не по статусу было впросак попадать, поэтому он приказал строить сугубо по начерченному плану, так и задумывалось якобы. Именно эту легенду рассказывают всем, когда они видят ровную прямую царскосельской железной дороги с непонятным извивающимся хвостиком.
Вокзалу быть!
Забурлило, закипело, стройка пошла, но вот Николай I бюджет не рассчитал, и, когда достроили дорогу, денег в казне на роскошный вокзал не хватало, пришлось некоторое время довольствоваться деревянным и менее пафосным зданием. Император обделял себя во многих царских радостях и продолжал копить на красочное здание, которое возвели чуть больше чем через десять лет, но зато украсив, а не испохабив Петербург.
Статный красавец, возведенный руками любимого Николаем архитектора Тона, радовал не только глаз государя, но и местных жителей, которые ходили сюда как в кино.
Прибытие поезда
«Прибытие поезда»- не только всемирно известный фильм братьев Люмьер, который популяризировал их изобретение намного позднее указанного периода, но и презабавнейшее диковинное действие, которое в то время было абсолютным блокбастером. Посмотреть на диво-дивное ходили целыми семействами и наблюдали, как медленно на вас надвигается рычащая машина, которая коптит воздух и очень грозно рычит. Было страшно и весело.
По просьбам приходящих полюбоваться этим процессом зрителей даже отредактировали сопровождающий все это дело саундтрек и пугавший толпу сигнальный свисток заменили на органную музыку, вот такое вам православное «ту-ту». Неудивительно, что именно это величайшее действие и стало сюжетом первого в мире кинофильма.
Первый русский паровоз был прекрасен, машина прогресса, которая пожирала уголь, часто щелкая своим раскаленным ртом. Такому даже имя придумали – Проворный (реплика этого паровоза теперь стоит в стеклянном павильоне вокзала в Новосибирске).
К слову, строились они по царскому заказу в Англии и Бельгии для более широкой дорожной колеи, которую по непонятным причинам проложили в России чуть шире. Вернее так, объяснение есть в довольно веселом историческом анекдоте.
В конце XIX века в связи с выросшим пассажиропотоком и расширением паровозной базы было решено перестроить вокзал, и нам явилось чудо, которые вы видите и сегодня. Поскольку новый государь, тоже Николай, но только второй, очень любил кататься на паровозике, то он на время перестройки приказал возвести себе личный вокзал, ведь не пристало царю с простолюдинами шоркаться.
Вот такая интересная судьба и история возникновения первого железнодорожного вокзала Империи. Первого и, на мой взгляд, ныне самого красивого.
Ведь с каждым новым зданием его красота уменьшалась, все было в угоду практичности и массовости.
Недаром сюда и сегодня ходят проводить фотосессии, снимать исторические и не очень фильмы с сериалами.»
Источник