Моральный извращенец — это человек, который превращает других людей в виновников своей неудавшейся жизни и плохого настроения, в жертв своей злобы, и мстит им довольно неординарным способом. Такой человек никогда не возьмёт на себя ответственность признать свои ошибки. В книге Иршуайан Мари-Франс «Моральные домогательства» хорошо описан тип таких людей с яркими примерами из жизни, как они незаметно, но верно разрушают психологически тех, кто находится с ними рядом. Моральный извращенец получает удовольствие от душевных страданий людей, с которыми взаимодействует, путём их фрустрирования и унижения, подпитываясь, тем самым, этой энергией. Способы поведения морального извращенца:
1. Жопа на 2-х стульях. Например, человек сообщает своему партнёру об измене, но говорит, что не может до конца понять, кого он любит — таким образом, он получает возможность продолжать отношения с двумя партнёрами одновременно, и ещё призывает их поддерживать друг с другом дружеские отношения. При этом он не хочет осознавать, что, скорее всего, причиняет страдания этим двум людям.
2. Сбежавшая невеста. Человек, видя, как его партнёр мечтает о красивой свадьбе, поддерживает эту мечту, строит вместе с ним грандиозные планы, а потом сбегает в самый ответственный момент. Наверное, никому не сложно было представить состояние жениха в фильме, которому невеста перед алтарём и гостями сообщает, что она передумала выходить за него замуж. Воодушевить кого-то, обнадёжить, а потом низвергнуть человека с этого олимпа и стать свидетелем его страданий – основной способ энергетической подпитки такого человека. «Чтобы не разочаровываться в ком-то – не надо им очаровываться».
3. «Не стой слишком близко». Удерживание эмоциональной дистанции. Это психологическая защита морального извращенца, чтобы пользоваться ресурсами другого человека, но не связывать себя никакими обязательствами по отношению к нему, не оказаться в уязвимой роли. Так, например, мужчина живёт с женщиной в качестве её партнёра, но при этом избегает проявлять по отношению к ней нежные чувства, заботу, иронизирует над теми, между кем он может наблюдать тёплые любовные отношения, разговор о чувствах вызывает у него сарказм, он старается казаться равнодушным к своей партнёрше на публике и т.п.
4. «Я теперь твой враг». Мужчину – морального извращенца отличают женоненавистнические рассуждения, а женщину — мужененавистнические. Они выступают за доминирование одного пола над другим, приписывают уничижительные характеристики (например, «все мужики – козлы», «все бабы – дуры»).
5. «Назвали сукой — соответствуй!» Оскорбления партнёра, в том числе и прилюдные. Например, в гостях муж рассказывает о своей жене, как она продала их старый диван, когда обнаружила, что в нём завелись клопы. Или может сказать следующее: «Знаете, она тратит деньги на крем для укрепления груди, которой практически не существует!» Я знала женщину, которая шутя называла своего мужа одним насекомым. Интересно, как это влияло на его самооценку?
6. Двойной посланец. Маскировка агрессии шутливым тоном. Например, муж отказывается везти сумку жены во время укладывания багажа в поездку на отдых, говоря: «Ты принимаешь меня за носильщика? А почему ты не взяла ванну?» В данном случае жена ощущает враждебность, но не уверена в ней до конца, так как муж говорит все это небрежно-шутливым тоном.
7. Тихий агрессор. Моральный извращенец никогда не повышает голоса, но демонстрирует холодную враждебность. Например, когда жена приходит домой, муж не отвечает на ее приветствие и сразу спрашивает: «Что у нас на ужин?» (это классический прием человека, который переносит свое плохое настроение на другого).
8. «Нет денег — нет секса». Отказ в сексуальной близости, который человек может мотивировать фразой: «Я вообще не понимаю, как с тобой заниматься сексом, ведь ты же бревно в постели».
9. Неуловимый мститель. Даже после разрыва отношений моральные извращенцы продолжают преследовать свою жертву судебными тяжбами и другими манипуляциями психологически выбивать её из колеи. Сюда же относится шантаж детьми и т.п. Согласно Ж.-Ж. Лемэру, «мстительное поведение после разрыва отношений или развода можно объяснить следующим: человеку, чтобы не возненавидеть самого себя, необходимо перенести всю свою ненависть на другого человека, когда-то составлявшего часть его самого».
10. «Ты меня целуешь, говоришь, что любишь, а я мучаюсь от боли…». Муж видит, что жена его не любит, но продолжает убеждать её остаться с ним, в то же время жена, которая не любит мужа и не знает, как от него отделаться (ведь прямо о своих чувствах заявить она не может, чтобы оставаться хорошей в его глазах), предъявляет ему множество претензий и условий, пытается переделать его, давая ему надежду, что, если он изменится, она сможет его полюбить.
11. Газлайтер. Человек пытается создать у жертвы впечатление утраты рассудка. Пример подобного поведения был продемонстрирован в фильме «Газовый свет» с Ингрид Бергман.
12. Завистник. Моральный извращенец пытается пресечь любую возможность карьерного роста своего партнёра, роста его самооценки, внушить, что он не может пользоваться успехом у противоположного пола. В семье это моральное извращение выглядит так: мать не выносит, когда ее дети радуются, потому что она несчастлива в семейной жизни. Она повторяет всем, кто только может ее слушать: «Жизнь — это бутерброд с дерьмом, который нужно есть понемногу каждый день!» Она объясняет, что дети мешают ей жить, что она вынуждена посвящать себя им, хотя ей этого не хочется.
13. Добрый и злой полицейский. Обиженный муж, например, пытается настроить детей против матери и рассказывает им различные истории, вроде тех, «когда мама была беременна вами, она хотела сделать аборт, но я её отговорил» или «дочка, когда ты родилась, мать отказалась кормить тебя грудью» и т.п.
Но наибольший интерес вызывает не столько поведение морального извращенца, его роль жертвы и игра на жалости и комплексах других, а сколько то, почему его партнёр продолжает играть в эту игру и подпитывать вампира своей энергией.
Елена Буркова
|
Моральные извращенцы и их доноры.
От автора: «Он пьёт мою кровь!» — так обычно говорят люди о своих моральных насильниках.