По большому счету, в Ростове, кроме Кремля, достопримечательностей практически нет. Ну, ежели не считать церквей. Не, есть еще всякие там Подворье Алеши Поповича, Мастерская Марьи Искусницы, Лукова Слобода, Щучий Двор и что-то там еще, связанное с Иваном Царевичем и Царевной Лягушкой, но все это дело заточено под детей, так что взрослому человеку там делать нечего. Хотя, есть еще озеро Неро, но полюбоваться на него хватит и пяти минут.
В Ростов мы приехали уже под вечер, так что решили слегка прошвырнуться по городку, пока не стемнело — разведать дорогу к Кремлю и вообще, посмотреть, что из себя город представляет. Пока добрались до Кремля, уже практически стемнело. Потом в темноте поперлись на озеро, влезли в грязищу, перепачкались и решили, что лучше посетим его при свете дня.
На следующее утро мы выписались из гостиницы и двинули смотреть Ростовские достопримечательности. Кстати, в отличии от Угличского Кремля, Ростовский вполне реален и находится в неплохом состоянии.
Вообще, на самом деле, это не Кремль, а Митрополичий дворик — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. Кремлем его прозвали из-за внешней схожести с русскими оборонительными сооружениями, хотя на момент его постройки Ростов уже не имел оборонного значения. Но это название закрепилось за данным сооружением и уже мало кто вспоминает о том, что это изначально была резиденция митрополита. Ну, за исключением РПЦ, которая в 2010 году протянула к Кремлю свои загребущие ручонки, однако ей по рукам надавали как специалисты по охране и изучению объектов искусства, так и горожане.
Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
Внутреннее пространство Кремля состоит из трех частей, разделенных стенами. Пройдя через Святые ворота, расположенные в северо-западной части Кремля, попадаем на Соборную площадь, посредине которой расположен Успенский собор.
Внутри собора идут реставрационные работы и смотреть там в данный момент совершенно не на что.
На этой же площади находится Звонница Успенского собора.
На нее, кстати, можно подняться. Правда, там настолько узкая лестница, что два человека на ней не разойдутся.
Из-за этого мы долго не могли спуститься вниз, поскольку навстречу лезли толпы желающих посмотреть на Кремль с высоты. Так что приходилось у каждого поднимающегося интересоваться, не идет ли за ним кто-то еще. А дождавшись отрицательного ответа, быстренько ломанулись вниз, пока не появились еще желающие залезть на колокольню.
Сверху некоторые сооружения Кремля выглядят несколько облезло, по правде говоря.
Главное на звоннице — не врубиться башкой в колокола.
А то они еще зазвенят от такого, а за несанкционированный звон там штраф положен.
Ворота, над которыми расположена церковь Воскресения, ведут во Владычий двор.
Те же ворота с церковью, но уже с другой стороны. И прудик посреди двора.
Довольно любопытное и выделяющееся здание — церковь Одигитрии.
Издалека может показаться, что стены церкви деревянные и рельефные. Но нет, это всего лишь такая хитрая методика росписи, создающая ощущение рельефа — бриллиантовый руст.
Кстати, эти переходы по стенам показались мне весьма знакомыми. Подумал, что видел их в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Позже Википедия подтвердила правильность этой догадки.
Церковь Иоанна Богослова и склады слева от нее.
Колодец где-то на задворках.
Слева видны Княжьи терема с облезшей краской и переход из них в Белую палату, которая, впрочем, скорее розовая, чем белая.
За стеной виднеется третья локация — Митрополичий сад.
Церковь очень похожа на церковь Иоанна Богослова, но это не она.
Это церковь Григория, впрочем, тоже Богослова.
Башня с квадратным сечением называется Дровяная, поскольку в ней складировались дрова для Княжьих теремов.
Кстати, сами терема, вернее, их задняя часть, как раз между двумя башнями виднеется.
Митрополичий сад разделен на четыре части двумя дорожками, пересекающимися в виде креста.
Водится в саду всякая плодово-ягодная растительность, обычная для средней полосы. Никакой экзотики.
Небольшой огородик, типа аптекарский.
И маленький декоративный прудик.
Видимо, все это и должно символизировать те райские сады, о которых я упоминал где-то ближе к началу повествования. Скучновато в раю, коли так.
В общем-то, это практически все, что есть посмотреть в Ростовском Кремле. Хотя, есть там пара-тройка выставок, типа картинной галереи, выставки финифти или музея ямщицких бубенцов. Но на посторонние бубенцы мне как-то совершенно не интересно любоваться, так что мы двинули в сторону дома, по пути заехав на озеро Неро, чтобы глянуть на него при свете дня.
Источник