«Русский Север в силу своего пограничного положения в пространстве русской культурной традиции издавна считался и является её наиболее заповедной частью, её неприкосновенным древлехранилищем и животворящим источником» (Поморский этнограф, профессор Н.М.Теребихин)
Во второй половине XIX–начале XX века многие деятели культуры обращались к образам Русского Севера в своем творчестве. Север явился для них хранителем заветов стародавней Руси, православных святынь. Каждый по-своему передавал жизнь и облик северной стороны, а ее образы стали языком, выразившим содержание искусства. На этом языке, удивительно богатом и звучном, они говорили об историческом пути России, о религиозных и философских взглядах, о самобытности края и своем преклонении перед ним. Художники воспевали корни родной культуры: древние предания, искусство и быт северян, выражавшие стародавние понятия о мире и находившие своё отражение в самобытности северных пейзажей.
Этот край на рубеже многих столетий оставался центром древнего народного искусства. И потому художникам именно здесь удавалось прикоснуться к старине. Постигая духовную жизнь Севера, они, отчасти, уподоблялись древним мастерам, создавая произведения, относящиеся к национальной культуре. Неслучайно, многие из них, как в старину, работали в нескольких художественных областях. Как когда-то писал Н. Рерих: «Где найдёшь ещё такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов…»
И. Я. Билибин (1876-1942)
Сегодня почтовая открытка, как средство коммуникации, практически исчезла из обращения. Но вряд ли «смс» способны передать ту душевную интонацию, которая имела открытка.
Над почтовыми карточками работали лучшие художники своего времени. Например, великий русский иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, создавший несколько серий открыток.
Особое место среди них занимают открытки, посвященные Русскому Северу. С иллюстрациями Билибина они становились причастием к Русскому Северу, древнерусской традиции, Русскому Духу…
Н. К. Рерих (1874-1947)
В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами.
Острову Валааму, являяющемуся русским опорным пунктом в северных землях, взрастившему плеяду старцев и приобретшему славу «Северного Афона», посвящены два полотна художника: «Святой остров» и «Святое озеро». Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа, не раз ещё будут встречаться в произведениях Рериха.
Святое озеро.
Святой остров.
В. В. Верещагин (1842 — 1904)
В начале 1890-х годов художник посещает родные места : едет в Вологду и ее окрестности, а летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездок стали более полусотни живописных этюдов.
Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя.
Северная Двина.
К. А. Коровин (1861-1939)
По инициативе Саввы Ивановича Мамонтова в августе 1894 года К. А. Коровин с В. А.Серовым отправляются на два месяца в путешествие по Русскому Северу. В 1897 году они вновь посещают Архангельск.
Эти поездки оказались для художников полным откровением. На обоих Север произвел огромное впечатление. Их покорили суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок.
В процессе работы над декоративными панно для русского павильона Всемирной выставки в Париже в 1900году Коровин ещё два раза посещает Север.
Всего им написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, и вместе составляющих один общий северный цикл работ. Картины, посвящённые русскому Северу, художник причислял к своим любимым работам.
Ручей Святого Трифона в Печенеге.
Село на севере России.
Ловля рыбы на Мурманском море.
Зимний пейзаж с церковью.
Мурманский берег.
В. А. Серов (1865-1911)
Белое море.
В. В. Переплётчиков (1863-1918)
Вслед за Коровиным, открывшим Север, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский. Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы.
Северная деревня (Усть-Пинега).
А. М. Васнецов (1856 –1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов, как и его старший брат, Виктор Михайлович, как и его отец, многократно писал пейзажи вятских земель. Север он изображал с юности, ранее, чем образы Москвы XVII века, наиболее известные в его творчестве. Это картины: «Родина», «Озеро», «Серый денек» и др. Многочисленны рисунки А. М. Васнецова, посвященные Северу. Некоторые из них широко известны, другие полузабыты. Так, о Русском Севере в его творчестве напоминают графические произведения: «Северная природа». «Туча», «Плетень», «Вид старинного русского города на берегу реки».
Северный край.
Озеро.
К.А.Васильев (1942-1976)
Многие работы художника обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой «васильевский» мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.
Русский Север.
Свияжск.
Северная легенда.