Понятно, что эти танки сейчас никого не спасут, прилетит парочка ракет и накроет весь остров разом, но всё равно грустно смотреть, как брошенная техника стоит и догнивает. Между прочим, некоторые танки, считай, сразу после великой отечественной сюда попали, можно сказать, на Шикотане открыт и действует музей под открытым небом. Только за экспонатами давно не следят.
А когда-то, это была грозная сила, способная если не остановить, то сильно задержать противника. Танки глубоко вкопаны в сопку и между ними прорыты окопы, в некоторых местах они даже забетонированы. Мощная броня танков и постоянная боевая подготовка экипажей — а в строю было 10 машин — представляли из себя весьма серьёзную проблему для вероятного противника того времени.
Фотографии и текст Ивана Дементиевского
Два раза в год проводились обязательные боевые стрельбы и, можно сказать, каждый метр был пристрелян. Представьте себе, если с десяток снарядов разом попадут в одну точку, никому мало не покажется. Шикотан, да и другие курильские острова, в то время, были надёжно защищены. На Итурупе и на Кунашире я не раз встречал остатки укрепрайонов, но такое количество танков вижу впервые. Потом наступил конец Советского Союза, начались лихие 90-е, последствия которых мы будем ощущать ещё долго. В 90-е случилось серьёзное землетрясение, много зданий было разрушено, сообщение с островами тогда (да в общем-то и сейчас) было нерегулярным, и люди выживали, как могли. Япония помогала продуктами и товарами, а мы взамен разоружались, сильная и боеспособная Россия никому не нужна была.
1. Оставив охотников и рыбаков заниматься дальнейшим употреблением водки на лоне природы, я отправился покорять «танковую сопку». Где-то полчаса пологого подъёма по старой дороге — и я наверху. С одной из вершин, где «притаился» танк, хорошо видно сам посёлок Крабозаводск.
2. Из Крабозаводска забраться на сопку проще простого, ещё не совсем заросла старая дорога и заблудиться тут невозможно. После скитаний по лесным завалам, эта дорога — словно асфальт.
3. Поднимаюсь на самый верх. Всё что можно разломать и вывезти, разломали и вывезли. По всей видимости, это часть наблюдательного пункта.
4. С сопки открываются великолепные виды. В очень красивом месте стояла военная часть, думаю, служивые теперь с ностальгией вспоминают службу в этих краях. Я не могу похвастаться подобными воспоминаниями, у нас было всё банально и просто.
5. Все выкопанные блиндажи и окопы давно заросли, их, кстати, легко вычислить — где поработала рука человека, теперь растут кусты, а где нетронутая почва — мелкий бамбук.
6. Единственное здание, которое до сих пор стоит на месте части. Теперь это бомжатник. Видимо, тут в непогоду прячутся рыбаки, здесь грязь и всякий мусор типа пустых консервных банок и бутылок из под водки и пива.
7. Немного дальше начинается танковый музей. Тут представлены Ис-2 и Ис-3! У этих машин долгая история и можно смело записывать их в антиквариат.
8. Вся сопка представляет из себя хорошо укреплённую и оборудованную оборону. Вы видите танки? А они есть! С моря разглядеть их вообще нереально.
9. Это следующий танк и, если приглядеться, видно дуло трубу хрень ствол ещё одной башни. Я путешествовал по острову поздней осенью. Летом заросли выше, и тогда даже вблизи танки невозможно увидеть.
10. К машине можно подобраться по окопам и блиндажам, часть которых сделана из цемента.
11.
12. А вокруг тишина… Немного странно было видеть танк, пушка которого направлена на тихий и спокойный Крабозаводск. Наверно, кто-то просто пробовал механизм на работоспособность, говорят, они все в исправном состоянии. Но стрелять, конечно, эти танки больше никогда не будут, дула их давно поросли лишайником и ржавчиной.
13. Пара столбов и немного колючей проволоки — это всё, что осталось от военной части. По дороге к бывшей части ещё кое-где стоят столбы, по которым тянулись провода но их осталось уже совсем немного. Скоро и этот ориентир, по которому я искал танки, исчезнет. Интересно, что в Крабозаводске, и вообще на Шикотане, много приезжих и они совершенно не знают историю острова. Многие даже за пределы посёлка не выезжают.
14.
15.
16.