Месяц назад в Карелии сгорела деревянная церковь 18 века? Ее поджег 15-летний подросток, гостивший у бабушки, как он сам сказал, чтобы обратить на себя внимание.
Потом я читала обсуждения этого поступка на разных форумах и поражалась высказываниям некоторых: «он же еще ребенок», «подумаешь, церковь, никого же не убил», «значит, так боженька хотел!» Конечно, вменяемые комментарии тоже были, но волосы дыбом от такой дремучести, если честно.
Вот такой она была.
Автор: annataliya
А как раз накануне мы с питерскими блогерами ездили по таким же вот деревянным церквям Ленинградской области. Это был один из этапов автопутешествия «Открывая Ленобласть», в ходе которого мы составляли карту достопримечательностей «Подпетербуржья», чтобы больше туристов узнавало о них и приезжало в этот регион. Тогда мы исследовали один из самых отдаленных районов Ленинградской области — Подпорожский. Ведь именно там сконцентрирована большая часть старинных деревянных церквей, в том числе, и самая древняя из них — церковь Георгия Победоносца, построенная аж в 1495 году! 15 век! Вы себе это представляете?
Эта церковь считается самой старой деревянной церковью в России, которая не перевезена в музей, а стоит на своем месте. Она же — третья по возрасту вообще из всех российских деревянных церквей.
Находится она в селе Родионово и стоит на пригорке на берегу Юксовского озера
Глаз не оторвать, правда? Рядом с ней, кстати, расположилась еще одна деревянная церквушка — Сретения Господня, построенная в 19 веке. Честно скажу, ее сейчас зачем-то покрасили в ядрено-канареечный цвет, и я сперва по незнанию даже приняла ее за новодел, и не стала фотографировать. Поэтому фото из интернета.
Конечно, хорошо то, что обе они отреставрированы, и, можно сказать, находятся в идеальном состоянии. Но плохо, что пока мы там гуляли, фотографировали, любовались стариной, не увидели ни одной живой души рядом. Охраны нет, батюшки тоже нет. А это значит что? А то, что окажись рядом с церковью какой-нибудь очередной полоумный подросток с канистрой бензина, остановить будет некому.
Но давайте я покажу вам все-таки и другие деревянные церкви Подпорожья. Хотите?
Вот, одна из моих самых любимых. Точнее, это целый комплекс из двух церквей — Николая Чудотворца и Илии Пророка в Согиницах. Обе церкви конца 16 — начала 17 веков постройки. Обе действующие, но как я поняла, открывающиеся только на время службы.
Конечно, эти церкви не в таком идеальном состоянии, как церковь в Родионово, но все-таки на одной из них мы заметили строительные леса. Надеюсь, что реставрация там продолжится.
А знаете, какой еще удивительный момент? Вокруг этих и всех остальных старых сельских церквей, которые мы потом увидели в Подпорожье, обязательно есть действующие до сих пор кладбища. На этих кладбищах — целая история. Там и могилы 18-19 веков, и дореволюционные — начала 20 века, и времен Великой Отечественной войны, и послевоенные, и совсем новые. Люди похоронены поколениями, лежат рядом друг с дружкой, с одними фамилиями… Смотришь и понимаешь, что тут настоящие семейные истории.
Это — церковь Воскресения Христова в Курпово на берегу реки Важинка.
Судьба у церкви удивительная. Построили ее в 16 веке, тогда же она и сгорела. Что делать? Отстроили заново. От первоначальной постройки тогда уцелел основной десятигранный сруб на подклете. Его при ремонте уже в 19 веке перекрыли куполом. Ну, а в советские годы эту церковь, как и множество других, закрыли, а здание передали колхозному клубу.
Интересное случилось во время Великой Отечественной войны. Эту территорию, включая деревню Курпово, оккупировали финны. И что вы думаете? Церковь они открыли и даже немного отремонтировали. В общем, с 1942 по 1944 годы она была действующей!
Впрочем, после войны советское правительство не стало нагнетать. Совет Министром в 1946 году принял решение об официальном возобновлении в этой церкви богослужений. Почему так? Не знаю! Но несмотря на пропагандируемую повсюду «безбожность», был такой факт (кстати, не единственный).
А в 1990-е годы церковь Воскресения Христова в Курпово была единственной действующей на всем северо-востоке Ленинградской области.
Еще один потрясающий храмовый комплекс — ансамбль Гиморецкого погоста. Состоит он из деревянной церкви Рождества пресвятой Богородицы и колокольни, построенных в конце 17 — начале 18 веков.
На ограде погоста того же времени постройки есть даже табличка о том, что данный ансамбль — памятник архитектуры и охраняется государством.
Но увы, ребят, зрелище грустное: и церковь, и колокольня сыпятся на глазах. 🙁
Пока мы гуляли там вокруг, встретили одно семейство приехавшее на кладбище у церкви аж из Москвы, и разговорились с ними. Оказалось, что они — бывшие местные. Женщина рассказала нам, что раньше рядом с погостом была большая деревня — Гимрека. Сейчас в окрестности церкви не осталось ни единого дома. И до 7 лет она жила в этой деревне вместе с бабушкой. Бабушкин дом стоял прямо рядом с погостом. А в 1970-е годы к ним сюда приехали снимать кино о деревянных храмах. Гиморецкий погост тоже должны были снимать. У киношников и деятелей культуры, под чьей эгидой должен был выйти этот фильм, денег было немало. А дом у бабушки был тоже старинный и деревянный. В общем, они выкупили у нее этот дом.
Бабушка с внучкой переехали жить в Москву, а дом в Гимреке был отреставрирован. Женщина рассказала, что они приезжали сюда несколько лет спустя и удивлялись, как же хорошо он выглядит. А потом у киношников то ли деньги закончились, то ли интересы изменились — в общем, съемки остановились и реставрация вместе с ними. Сейчас тот самый дом — уже не дом, а скорее, руины. И никому уже нет до него дела.
А еще нам женщина рассказала, что службы в Рождественской церкви больше тоже не ведутся. Но у кого-то в соседней деревне, у какого-то мужчины, дом которого рядом с магазином, есть ключ от церкви и от колокольни. И он его дает, если надо. Но у нас, к сожалению, было совсем мало времени, так что, мы не стали искать этого мужчину. Если будете в тех краях, имейте ввиду про ключ. И если побываете в церкви или на колокольне, расскажите потом, как там.
Ну, а мы отправились в соседнюю деревушку Щелейки. И там нас ждала еще одна деревянная церковь — Дмитрия Солунского Мироточивого 1783 года постройки. Вот она-то нас, пожалуй, удивила больше других.
Дело в том, что церковь оказалась более чем в идеальном состоянии, полностью отреставрированной и обновленной, даже с огнетушителями на крыльце и у колокольни.
Правда, друзья мои, может, я и ошибаюсь — все-таки я не специалист по деревянному зодчеству, но мне показалось, что с реставрацией тут сильно перестарались. Несмотря на то, что табличка на стене по-прежнему гласила о старинности этой церкви, такого впечатления не складывалось совсем. Дерево выглядело абсолютно новым! Ну, а как итог, я не смогла почувствовать всего шарма этой церквушки.
Даже тот факт, что мы поднялись на колокольню и полюбовались шикарными видами оттуда, не спас положения…
А вам какая из деревянных церквей понравилась больше всего? Вообще, любите деревянное зодчество?